В «Новой газете» замечательная статья Александра Гениса, русско-американского писателя-эссеиста, «Карадашу».
Некоторые цитаты:
Карандаш позволяет вмешаться в текст и стать его соавтором. Я подчеркиваю то, что восхищает, и то, что раздражает, и то, что понятно до боли, и то, что непонятно до злости. На полях я спорю с автором, фиксирую свободные ассоциации, записываю посторонние мысли, которые приходят от излишней сосредоточенности. «Все лучшее, — признался Розанов, — я написал на полях чужих книг». И это понятно: зависть бросает вызов.
По-моему, читать без карандаша — все равно что выпивать с немыми. Карандаш выравнивает ситуацию в отношениях с книгой. Нам он возвращает голос, ей напоминает, кто — хозяин. Поэтому книга и должна быть своей: чужую надо возвращать и стыдно пачкать. Карандашную пометку, конечно, можно стереть резинкой, но делать этого ни в коем случае не следует. Библиотекой надо не владеть, а пользоваться — чего бы ей это ни стоило.
Так и никем не замеченная новость об электронной книге приговорила к смерти домашние библиотеки. Они становятся обузой, вроде крепостных. Копить книги дома так же глупо, как еду, когда есть супермаркет. Неудивительно, что продвинутая молодежь относится к книгам брезгливо. Для них это — древесная падаль, в которую извели живописные рощи.
Для выросшего с интернетом поколения линейное чтение требует таких же усилий, как для предыдущего — чтение нелинейное. Как всегда с прогрессом, это дорога в одну сторону. Поэтому и бумажные книги я читаю, будто с шилом в заднице: постоянно отрываясь от степенного чередования страниц ради короткой справки, подробного исторического экскурса, поиска иллюстрации или карты.
Уже не один день думаю о том, о чем на Реларне говорил Б. Ярмахов и А.Ю.Уваров, представляя свою книгу. О том, что проникновение новых средств будет трансформировать учебную среду, частные методики. Даже посягать на то, что вчера считалось неоспоримым и незыблемым.
Как пример — именно про книги и про чтение. Что такое чтение по бумаге? Пальчиком следить за написанным другим? Быть пассивным воспринимателем? А если хочется вступить в коммуникацию с текстом: вырвать страницу и переставить фрагмент, фломастером написать на полях учебника, выделив заинтересовавшее, дописать свое? Это как называется? Правильно, с точки зрения марьванны — ВАНДАЛИЗМ. А вася просто хотел вступить в диалог с текстом. За что по рукам бить?
А сегодня в школы, например, в экспериментальном режиме начинают поступать электрокниги (e-book). Сегодня в экспериментальном, завтра «расповсюживаются». И вот сидит первый класс вась-петь-маш, у которых в руках эти девайсы. И все эти «вандальные» функции на борту. И читать их надо уже учить как выделение главного, оставление заметок на полях, как активное взаимодействие с текстом. А если еще завтра сетевые возможности появятся, то мы выходим на коллективное чтение одного документа и возможность увидеть и оценить: «А вот Маша сегодня прочитала текст лучше других, мы видим это по следам ее деятельности и все вместе оцениваем».
Теперь вопрос: вы умеете учить читать? :-)))
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
А зачем тогда лицензировать текст? Если с ним будут делать все, что захотят?
ОтветитьУдалитьЧто значит лицензировать?
ОтветитьУдалитьНаверное "лицензировать" в данном случае аналог "авторского права" с последующим "не трожь" - "Автор это видел так и не иначе. Нельзя править великих"
ОтветитьУдалитьМне, выросшей не с Интернетом, все-таки хочется, чтобы оставались и бумажные книги. Когда берешь некоторые книги из своей библиотеки в руки, то сколько сразу чувств, приятных воспоминаний...
ОтветитьУдалитьА карандашные пометки - это же чаще всего что-то очень личное, то, что можно пометить именно в своей книге...
А именно о своем читательском маршруте в книге и идет речь. Сам его и выстраиваешь.
ОтветитьУдалитьНо не всегда хочется, чтобы его видели все, да еще и оценивали...
ОтветитьУдалитьА статус можно наложить и приватный: только для своих, напр. Все равно пока это больше декларация, нежели реальность. Но направление однозначно интересное.
ОтветитьУдалить