-->

четверг, 22 апреля 2010 г.

Об электронных книгах. Продолжение.

В продолжение статьи об электронных книгах.

Сегодня появилась статья с «глубокомысленным» названием «Электронные учебники в школах — возможно ли это?». От некоторых цитат стало плохо.

К тому же из электронного учебника довольно проблематично вырвать страницу или, скажем, подрисовать там усы на чьем-то портрете.

Почему за точку отсчета берется ученик-имбецил с непочесанными руками, так и норовящий испортить все светлое и доброе, что ему дают в школе?

Впрочем, эксперты полагают, что уход от традиционной книги означает потерю ценных навыков. «Одна из главных функций учебника – передача части знаний, но есть и дополнительные. В частности, он учит работать с книгой, приучает к опрятности и аккуратности, – пояснил «Новым известиям» президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков. – Если переход на «цифру» произойдет, то из списка останется только получение информации в электронном виде. Кто-то считает, что процесс обучения будет таким образом оптимизирован, кто-то – что безвозвратно уйдет книжная культура».

Знаете, а когда-то жизненно необходимым навыком считалось умение качаться на лианах, зацепившись хвостом. Правда, в процессе эволюции этот навык куда-то подевался. Если будет книга электронная — все будут вести себя неопрятно? Логика на уровне «в огороде бузина...» А книжная культура заключается не в переворачивании шелестящих страниц, а в умении, любви и привычке читать.

«Учебник могут украсть, ребенок его легко может сломать, и родителям придется раскошеливаться на электронную книжку не единожды, – пояснил газете Сергей Комков. – А о том, чтобы отдать такую книжку «по наследству» младшему брату или сестре, и мечтать не приходится. Кроме того, пока мало что известно об исполнителях эксперимента. Нужно провести «круглый стол» с привлечением независимых экспертов и тщательно продумать последствия такой компьютеризации».

Не менее умно. Все заранее пропало: книгу сломали, семья пошла по миру, покупая десятый e-book, образование вошло в ступор, национальная катастрофа... Если посчитать, сколько родители тратят на покупку всего, что требуется в школе, сколько стоят сегодня бумажные учебники, то электрокнига не сильно и дороже получается. Почему-то домашний компьютер или мобильник васи или пети не сразу норовят раздолбать кувалдой. Почему же много раз придется покупать электронную книгу, если в ней все учебники находиться будут? Глупость какая-то.

При этом книгоиздатели отмечают, что цены на традиционные учебники не поднимались с 31 декабря 2008. Тогда стоимость книг для школьников выросла на 10%. Однако сейчас на книжном рынке наблюдается большой спад, и не исключено, что недостачу в разделе художественной литературы продавцы книг захотят вернуть за счет повышения цен на учебную.

А вот этих ребят, уже много лет выставляющих ничем не мотивированные цены на учебную литературу, пора бы и приструнить. Если школа (или родитель) будет напрямую от издательства покупать для своего пети-васи электронную версию учебника, эти коммерсанты останутся с носом. Поэтому с их стороны следует ждать сильного сопротивления электронным книгам.

Вообще-то совсем статья не о том. Говорить здесь надо о том, как изменятся формы образовательной деятельности на различных предметах, если будет вводится электрокнига. А уж совсем не про то, кому кто какой нос пририсует...

6 комментариев:

  1. Ю.В. Не пугайте! У меня и так из водоворота учебных событий торчит макушка.

    ОтветитьУдалить
  2. Отличный пост, испытываю те же чувства по поводу того, как ностальгируют "по шелесту страниц и запаху типографской краски"... Вероятно, за противостоянию мелкого скрываются крупные интересы большого книжного бизнеса, которому, конечно же, не хочется перестраиваться, впрочем, как и нашему многострадальному образованию с его образовательной деятельностью и на уроках и дома.

    ОтветитьУдалить
  3. Юрий, спасибо, актуально, учительские мифы и клише в рай не пускают :)
    Утащу к себе в блог цитатой и ссылкой!

    ОтветитьУдалить
  4. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  5. Инновации, лишь они появляются, воспринимают "на УРА" маленький процент людей (меньше 10). Противников же всегда намного больше, людей которые имеют прямую выгоду от бумагопечатанья совершенно пугает эта перспектива. Исторические факты: владельцы большого количества лошадей давали невероятные взятки для того, чтобы железные дороги прокладывали в обход их селениям.
    Школа без цифровых технологий - средневековье

    ОтветитьУдалить
  6. А мне иногда хочется спросить: "Дмитрий Медведев или там Владимир Путин - это лидеры какой страны?". Они вообще себе представляют себе как живут люди в НАШЕЙ стране? Они представляют себе уровень оснащенности НАШИХ библиотек? Какие уж там ридеры?! Дай БОГ, чтобы я ошибалась, но мне кажется, что все закончится тем, что "читалки" поступят в несколько московских школ, все остальное ляжет на плечи региональных властей, а у них-то как раз денег на библиотеки никогда и не хватает...
    Что печально. Согласна с Натальей:не только школа, но и любая библиотека без цифровых технологий - средневековье.

    ОтветитьУдалить