-->

вторник, 2 июля 2013 г.

Что мы делаем с гуглосайтами, или попытка потипологизировать...

Думаю, у каждого приличного человека по адресу sites.google.com есть не одна и не две ссылки. За последние два года (может, у кого-то иные сроки) у меня по этому адресу стало доступно более 50 ссылок на очень разные сайты: огромные и небольшие, сумасшедше интересные и откровенно проходные. Что-то создавал я сам, к чему-то чужому присоединялся просто как участник или читатель. Но для меня уже достаточно давно стало очевидно: GoogleSite — мощнейший и по сути безальтернативный сегодня агрегатор очень разных интернет-практик, коллективный контентный аккумулятор, масштабная среда совместной сетевой деятельности, сверхгибкое решение, которому можно научиться пользоваться за час, но и через год использования обнаруживать какие-то неожиданные хитрости.
Поэтому, раз скоро отпуск, хочется в ближайшее время написать цикл постов на тему "GS в руках, которые знают, что делать".

Пока же вот что. Я просмотрел все свои (и не свои) гуглосайты. Попытался структурировать по типам учебной (понятно, что может быть и иная, но ограничимся образовательным контекстом) деятельности. И вот что получилось.

1. Сайт-аккумулятор. Персональный, чаще коллективный ресурс, где собираются и структурируются материалы по заранее определенной тематике. Довольно известный сайт Александра Баданова про разную вебдванольщину, древний (почти досторический — 2010 года!) сайт сетевой конференции «Учитель в Сети».

2. Сайт поддержки очного мероприятия. Ресурс, на котором представлены материалы и задания для проведения семинаров, мастер-классов. Заполняется обычно одним автором, ссылка на ресурс остается у слушателей со всеми материалами. Удобная сетевая «флешка», не нужно ничего переписывать/пересылать/распечатывать. Пример: мастер-класс Марии Сониной «TED в учебном процессе» на нашей последней конференции или семинар «Блог в педагогической практике», проведенный 16 февраля 2012 года в 548 школе С.-Петербурга. Естественно, здесь же сайты организации мастер-классов нашей конференции 2011 и 2012 гг. (в этом году уже делали на единой CMS специального conf-сайта).

3. Сайт сопровождения очного обучения. На первый взгляд, продолжительное обучение (курс 24/40/72/112 часов) похоже на прологированный вариант п.2. Между тем, разница принципиальна: изначально это пустой сайт, который по мере обучения преподаватель и слушатели (учитель и ученики) собирают вместе. Занятия проводятся в обычном очном режиме, но кроме этого, на протяжении всего обучения формируется коллективная среда взаимодействия. Налицо работающий принцип "user generated content". Примеры могу только обозначить (ссылки не даю, сайты открыты только участникам): в течение двух лет вел очный курс «Эффективные коммуникации: информационая культура управления» в магистратуре питерской ВШЭ и осенью-зимой 2012 года вел свой интернет-курс в ОЦ «ИНТОКС» Теперь даже не представляю, как можно очно работать без сайта — носить распечатки, посылать ссылки и презентации по почте, бегать с флешками. Просто каждый курс создается новая общая среда.

4. Сайт сетевого проекта. В свое время в Сети было большое количество блогов-проектов. Под проектом, как обычно, понимается имеющая четкие хронологические рамки коллективная деятельность, направленная на получение определенного продукта. Сайт в этой ипостаси представляется более удобным (с точки зрения гибкости и структурированности) инструментом и выступает площадкой представления коллективной деятельности. Примеров, думаю, масса у каждого учителя, занимающего сетевыми проектами. Например, «Парковый урок или "читаем парк"».

5. Сайт краткого или продолжительного дистанционного обучения. Это, пожалуй, самое интересное. Никакая LMS (см. цитату Бориса Ярмахова про Moodle из моего поста) не способна стать «средой совместной сетевой деятельности». За последний год у меня был опыт двух продолжительных дистанционных курсов: «Информационная культура управления» для московской ВШЭ и «Образовательные технологии в современном университете (уровень магистратуры)» для преподавателей ДВФУ во Владивостоке. Были выработаны невероятно интересные форматы деятельности и учебного взаимодействия преподавателя со слушателями. Об этом надо писать подробно и отдельно. Есть много примеров этого «жанра»: мастер-класс Л. Рождественской «Информатизация школы в 10 шагах», тренинг О. Брыксиной «ФГОС ООО: читаем и изучаем вместе».

6. Пока плохое название. Сайт - агрегатор сетевой активности профессиональной группы. Речь идет о сетевом пространстве, создаваемом для ограниченной группы пользователей для реализации их взаимодействия. Он может быть постоянным (например, закрытые сайты виртуальных учительских или других систем внутреннего школьного инфообмена (проект «Безбумажная школа») или периодическим (проведение виртуальных педсоветов, обучающих семинаров). Ссылки не привожу, т.к. сайты эти закрытые.



Вот такая получилась приблизительная типология. Проблема в том, что среди полусотни имеющихся у меня гуглосайтов все вписываются в эти 6 пунктов. Других нет? Или я не видел? Подумаем?

И еще у меня будет просьба. Я, как писал выше, хотел бы описать «активности», которые реализуются в образовательной деятельности при помощи гуглосайтов. Своя (а что и не своя, а утащенная у умных коллег) копилка есть. Но интересно и что-то другое. Оставьте в комментариях (если возможно, со ссылками) интересные, на ваш взгляд, прецеденты — что можно делать с GS в обучении. Кейсы, примеры связок «GS и другой сервис», если будут ссылки на пользовательскую активность — отлично. Можете мне персонально открыть, если не хотите расповсюживания: если буду об этом писать — сделаю скриншоты и сошлюсь, как полагается.


21 комментарий:

  1. Типология отличная. И всё больше раздумываю над 3 пунктом: элективные курсы и кружки туда вполне логично могли бы вписаться. Каждый год — новые дети.

    И только наше с пионерами «Словохульство» не укладывается в эту схему. Они его называют «домашним заданием на всю жизнь».

    ОтветитьУдалить
  2. Юрий, очень интересно! На мой взгляд в типологии не хватает печки, т.е. обычного школьного сайта — агрегатора стационарной и оперативной школьной информации. В качестве примеров можно привести сайт гимназии Екатерины Додоновой (сорри, ссылку не привожу, поскольку пишу с телефона).

    ОтветитьУдалить
  3. Обдумываю сайт - "интернет-магазин" образовательных услуг. То есть, как полагается, каталог, личный кабинет, заявка, история заявок, удобство оплаты, условия оказания услуги, "книга жалоб и предложений" и пр. Но, боюсь, возможностями GS в этом случае вряд ли смогу обойтись, скорее всего, это будет адаптированная готовая CRM.
    Целевая аудитория - те, кому нужно мое личное участие и сопровождение, очное и/или дистанционное, в масштабах города.

    ОтветитьУдалить
  4. Юрий, спасибо за типологизацию. Если я не ошибаюсь, то школьный сайт можно отнести к типу "Сайт - агрегатор сетевой активности профессиональной группы". Подобную работу с коллективом МКУ "СОШ №25 г. Нижнеудинск" пытаемся вести здесь http://goo.gl/IOeV6
    А сайты-портфолио можно = к типу "Сайт-аккумулятор"? Наши учителя тоже активно стали использовать возможности GS. Например: сайт-портфолио учителя русского языка и литературы Жуковой Инны Леонидовны http://goo.gl/7Vr3D Свой сайт тоже хочу за лето усовершенствовать http://goo.gl/nGzLr Ещё раз спасибо, уважаемый Юрий, за такую полезную статью. Утащила к себе в группу http://goo.gl/DkvQo

    ОтветитьУдалить
  5. +Елена Воронина. Да, кружки или элективы — в п.3
    «Словохульство» — типичный проект, п.4.

    +Александр Калинин. Согласен. Это п.7 Я просто не рассматривал GS как типовую CMS, но есть, например, http://www.school296.ru. Мне кажется, что в этом формате GS будет проигрывать Вордпрессу, Друпалу или Джумле — они более гибкие. Я рассматривал именно как коллективную среду. За дополнение спасибо.

    +Kochetkov. Продолжение предыдущего ответа. В этом смысле я бы сказал, что использовать GS нерационально — к самому движку для интеграции внешних плагинов доступ не получить.

    +Татьяна Владимировна Кузубова. Прочитал Ваш комментарий и понял, что Александру Калинину ответил не совсем верно. Любой открытый сайт (сайт школы или другой организации, портфолио) можно отнести к 6-му пункту. Но с поправкой, что существуют закрытые и открытые агрегаторы. А создает его группа или один человек — сущностно не важно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. + Юрий Ээльмаа. Да, уважаемый коллега, соглашусь, что школьный сайт (тем более созданный на платформе GS. Ведь там есть возможность совместной работы) можно отнести к п.6. Но сайт-портфолио, который ведёт один человек, на мой взгляд, всё-таки к пункту №1. Как "Персональный ... ресурс, где собираются и структурируются материалы по заранее определенной тематике"

      Удалить
    2. Я бы не считал, что важно, кто информацию собирает, важнее — как она представлена. Тогда это просто обычный сайт, который можно делать на GS, а можно на любой платформе. Уникальности тут нет. Я так думаю.

      Удалить
    3. + Юрий Ээльмаа. "Тогда это просто обычный сайт, который можно делать на GS, а можно на любой платформе". Да, Юрий, но уникальность, на мой взгляд, в том, что GS "GoogleSite — мощнейший и по сути безальтернативный сегодня агрегатор ...". Я уже несколько лет изучаю возможности Google и каждый раз открываю для себя новое.

      Удалить
    4. Мы говорим о разном. Согласитесь, в типологии не может учитываться восторг от открытий в работе в гугл-сервисами...:) Вопрос в специфике представления ннформации.

      Удалить
    5. Юрий, как точно сказано! ... "Я бы не считал, что важно, кто информацию собирает, важнее — как она представлена"

      Удалить
    6. Этот комментарий был удален автором.

      Удалить
    7. Спасибо Вам, Юрий, ещё раз. Многое стало на свои места.

      Удалить
  6. Юрий, спасибо за информацию.
    Привожу пример сайта типа - "Сайт - агрегатор сетевой активности профессиональной группы" или сайт -аккумулятор (так сразу и не определишься).
    Ссылка: https://sites.google.com/site/interaktivnyevks/home.
    Сайт является коллективным продуктом специалистов ресурсных центров Омской области, создан с целью накопления и обмена педагогическими находками и идеями по организации и проведению интерактивных видеоконференций ресурсными центрами и образовательными учреждениями. У нас таких несколько по разным направлениям.
    https://sites.google.com/site/sajtproektaletopisiskol/ - сайт проекта "Летописи школ", состоящий из индивидуальных страниц с материалами, посвящёнными школам района. Авторы страниц - учителя и обучающиеся школ района. Хочу поделиться одной задумкой: организовать с учащимися виртуальные диалоги - https://sites.google.com/site/iosobrazovatelnogoucrezdenia/home/vks-02-04-13/virtualnye-dialogi и далее - https://sites.google.com/site/iosobrazovatelnogoucrezdenia/home/vks-02-04-13/virtualnye-dialogi/dialog-o-dobrote. Пробовала пока только на взрослых. Планируем организовать сетевой проект.

    ОтветитьУдалить
  7. Юрий, хорошая классификация.Спасибо,а куда бы Вы отнесли мой сайт https://sites.google.com/site/school13591/, который веду для подготовки к Кембриджским экзаменам старших школьников?

    ОтветитьУдалить
  8. Юра, сайт - агрегатор сетевой активности может быть не только профессиональным, но и учебным.
    Во всяком случае, вот тебе для размышлений мой пример: https://sites.google.com/site/feakarabos/

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Александр, прочитала с нескрываемым любопытством. Вопрос: графы в «Дорожной карте» Вы создавали или студенты?

      Удалить
    2. Саша, ты просто супер! Изучал с большим интересом. Этот пример - не агрегатор, а нормальный п.4 - сайт проекта. Мои комменты, коли позволишь.

      Планы работы и Требования к статьям - очень толково. По критериям оценивания замечание. Редактирование чужой статьи, мне кажется, очень сложно оценить баллами. Нечеткие критерии. Я поставлю запятую и скажу, что я отредактировал.

      С Рабочей группой не очень понял. Это просто чтобы они тебе gmail свой сообщили?

      Дорожная карта. Ну они заполняют таблицу на странице. И что? Просто сами отмечают, что сделали? Такой самозаполняющийся журнал? Идея таблицы продвижения (если это предполагалась она) в другом — в самооценке. Недодумано, мне кажется.

      Еще хотел про твои комменты сказать к их текстам. Мне кажется, что роль модератора — не свое мнение высказывать (после тебя они начинают писать одинаково, совпадая с тобой), а подстегивать дискуссию. Вот этого модераторского в твоем поведении я немного увидел.

      Прости за гадости, но не стал бы писать, если бы туфта была. Проект очень классный. А написал, о чем думал, пока все читал.

      Удалить
  9. Спасибо за типологию, поняла, что googlesite даёт большие возможности.
    С каждым шагом становится всё интереснее....

    ОтветитьУдалить
  10. Замечательная, "попытка потипологизировать" сайты, очень интересная классификация. Впечатлена, спасибо.

    ОтветитьУдалить