-->

вторник, 9 июля 2013 г.

296. Выинновировали

Я довольно давно думал, как я буду писать этот пост. В последние три года в разных ситуациях. Но тогда было преждевременно. Теперь можно.

Мы закончили написание и оформление отчета по работе городской опытно-экспериментальной площадки школы № 296 Фрунзенского района С.-Петербурга. Тема (оторвать бы что-нибудь ненужное сформулировавшему сие): «Инновационная модель образовательной среды учреждения, реализующего образовательный процесс средствами сетевых интерактивных технологий педагогического взаимодействия». Про грамотность названия не будем, но суть понятна. С 2010 по 2013 год в школе велась очень активная работа. В Комитет по образованию сдали отчет. Теперь можно открыть карты.


Но сперва все же немного расскажу. В 2010 к нам в Центр пришла Ирина Николаевна Костина, завуч тогда неведомой школы. Познакомились. Меня обозвали «тот самый Ээльмаа», которого читают в блоге. В школе ее усилиями на тот момент было уже 12 по-разному работавших блогов учителей, велись курсы по сетевому «очеловечиванию» педколлектива.

Через некоторое время Комитет объявил конкурс опытно-экспериментальных площадок, подали документы, выиграли. Получили 2 класса ноутбуков и ставку научного руководителя. Которым стал числиться я. Начали работать.

Подробно описывать происходящее не буду. Поделюсь только тремя впечатлениями.

Первое. За эти три года мы большое количество раз собирались и обсуждали разное — директор, завучи и я. И было всегда невероятно приятно работать: самые безумные идеи всегда внимательно выслушивались, «взрослые» администраторы смягчали мой «молодецкий» задор (иначе школу бы точно парализовало:))), придумывались проекты, по итогам любой встречи начинало что-то происходить и, что важно, доводилось до конца. Не посидеть — попить чайку, а потом трава не расти. Этим людям было действительно важно менять школу. Понимаешь, что не отсиживаешь положенное, которое не жизнеспособно, а проектируешь настоящее, которое будет работать. Так бывает нечасто.

Второе. Районный семинар по представлению опыта в другой школе. Как научный руководитель, я выступаю на пленарке. После выступления директор говорит: «Очень приятно, что вы говорили: не «эта», а «наша» школа». Какая вроде бы разница? Мелочь, но для нее это важно.

Третье. Февраль 2013 года. Семинар в 296-й «Сетевые технологии в образовательном пространстве школы». Опять мое выступление на пленарке. Я уже почти три года работаю с этими людьми, поэтому на большую аудиторию отваживаюсь на крайне опасное в обычном формате изречение: «Сегодня мы представляем интересный опыт школы. Многие и в районе, и в городе знают 296-ю как «костинскую школу», в которой огромное количество важных вещей сделано Ириной Николаевной». Это не реверанс, а правда, как есть. Но обратите внимание. Присутствуют директор и другие завучи. Произнесено на городском семинаре, т.е. как бы вовне. В другой школе после такого демарша научрука завуча-бедолагу просто-таки сожрали бы. А здесь — нет. Потому что люди нормальные.

В общем, за эти несколько лет об изменениях в школе, инноватике, возможностях научных руководителей я понял примерно следующее.

Раз. Научрук может быть плохим или хорошим, может ездить туда еженедельно, а может появляться раз в пару месяцев. Это вообще неважно. Потому что в роли приходящего варяга школу не изменить. Можно корректировать и что-то подсказывать, но мотор должен быть изнутри. Иначе ничего не будет, какой бы песталоцци не научрукствовал. Своей роли я бы отдал процентов 10 происходившего, 90 шло изнутри организации.

Два. В школе должен быть человек, КОТОРОМУ НАДО. Его невозможно назначить, нельзя пригласить какого-то гуру. Он должен появиться в ней. Как — никому неизвестно. Вот просто — должен зародиться. И считать, что все происходящее нужно лично ему. Таким человеком в 296-й является Ирина Николаевна, не было бы ее — ничего бы не получилось. Важно ли, что это завуч? Довольно важно, хотя не критично — может быть и простой учитель, который двигал бы в организации инновации. Важно другое — он должен обладать большим неформальным статусом, к нему должны хотеть идти люди.

Три. Невероятна важна роль и позиция первого лица организации, директора. Я знаю школу, где вся администрация хочет изменений и что-то предпринимает, а директор живет жизнью отдельной. Итог: в школе ничего не происходит. Потому что инновации — это в том числе насилие. И вывод ранее успешных (пусть по формальным показателям) людей из положения равновесия. А это, конечно, мало кому не нравится. И здесь, если есть escape point, «щелочка, в которую можно прошмыгнуть» — человек, который не принимает инновации, но принимает решения — к нему выстраивается очередь недовольных и горемычных, которых «эти инноваторы обидели», и заставляют работать. Так ничего не будет. Обращаться в новую веру должна вся администрация без исключения. Иначе никак.

Нечестно будет ничего не сказать про коллектив. Он разный. Как всюду. Но есть критическая масса людей, которые хотят и способны развиваться. Непросто, с остановками, но идти. Тоже не всюду такое встретишь.

В общем, какие-то соображения есть, но единого рецепта «Как изменить школу?» нет и быть не может — иначе все школы были бы как штамповки с конвейера: инновировали, инновировали да и выинновировали. А однозначного ничего не бывает.

Теперь к сайту. Мы его специально делали не столько для отчета, который должны были сдать в КО. Изначально было желание поделиться наработанным за этот срок с другими — со всеми работами, ссылками, проектами. Поэтому отчет-отчетом, но мы все же рассматриваем этот сайт как аккумулятор опыта, который можно показывать.

В горизонтальном меню сайта представлены отчетные документы — описание инновационной модели, методические рекомендации по ее внедрению, аналитическая справка об эксперименте и программа обучения (моя вебдванольная). В написании этих документов оказала непостижимую помощь «одна знакомая учительница» — З.Ю. Смирнова, многое она сама написала (я вообще классик такой управленческой дисциплины, как спихология!:))) Особенно рекомендую модель и методрекоммендации — на наш взгляд, хорошо получилось.

Но главное на сайте — в основном меню. Сами походите и разберетесь, но пару слов о совсем интересном скажу. Эдакий мини-guide.

Управление ОЭР. Там много всяких приказов, но обязательно сходите на сайты дистанционных педсоветов.

Изменения в образовательном процессе. Мильон с половиной всяких проектов. Вкусного действительно масса. Мои предпочтения: «Некалендарный ХХ век», «Голосовая презентация на уроках истории»,«Взгляд на события 80-90 годов прошлого века», «Проект "Фотокросс"», «Из семейных архивов. «Споёмте, друзья!». Это мое мнение, а вы уж сами смотрите, что интересное.

Работа с педагогами. Там очень конструктивные методические семинары.

На сайте есть раздел Прямая речь — можно оставить свой комментарий, задать вопросы. Призываем! Школа будет трепетно ждать.

Остальная информация — как есть.

Ну а теперь, собственно, и сам сайт. Кликаем.



И пару слов о самоощущении и внешней оценке. Да, мы довольны получившимся. И думаем, как это все не растерять с окончанием эксперимента, как развиваться дальше (предложения принимаются). И выносим этот опыт на всеобщее обозрение — не стесняясь, но волнуясь о реакции. Кто скажет, что могли бы за три года сделать и побольше — прекрасно, флаг в руки, пробуйте, как будут результаты — возвращайтесь. На сайте открыты ресурсы с живым опытом реальных учителей. Самой обычной школы. И работы могут быть разные — и хорошие, и средние. Просто потому что это нормально — так всегда бывает. Поэтому будем очень рады конструктивной критике и предложениям. А любителей «выискивать мух» («А чой-та тут марьванна глупость написала, ха-ха») по дурацким поводам будем бить нещадно и больно. Школа переживает. Но все равно отваживается открыть двери, пусть и виртуальные.

P.S. Напоследок воспоминание об одном проекте. Он назывался «Взгляд на события 80-90 годов прошлого века» (блог найдете по ссылкам). Идея была в том, чтобы показать, что человек всегда живет в истории, что свои же родители, которых ученик видит каждый день, являются носителями интересных воспоминаний повседневной жизни. 11-классники интервьюировали своих родителей о событиях 80-90-х годов ХХ века, когда те были молодыми, учителя писали в блог посты о том, что казалось им важным о том времени. И была защита. До этого дети работали с сетевыми сервисами, а здесь выступали с разными темами. Были приглашены родители. Я играл роль варяга-провокатора: задавал вопросы, вступал в споры, уточнял. В общем, был совершеннейшим врагом, вел с выступавшими жесткую дискуссию (должен же человек уметь отстаивать свою позицию в агрессивно-спорной ситуации, неплохой навык, кстати). Но был корректен. И была одна тема — «Афганистан». Выходит юноша и что-то начинает говорить совсем такое невыразимо пресное, явно из первой попавшейся статьи: про воинскую доблесть, про американцев-агрессоров, про интернациональный долг, про братство с дружественным афганским народом... В общем, я кидаюсь грызть горло конструктивно дискутировать с юношей, задавать вопросы о формулировках, об изменении отношения к той истории с течением времени. Мальчик уходит в себя и не возвращается. И тут поднимает руку один папа (напоминаю, родители присутствовали на проекте), до этого молча наблюдавший за происходящим. И тихо-тихо, неслышно так, говорит:

— Знаете, а тогда это был действительно интернациональный долг.

Ну, приехали, мелькнуло в голове. Сейчас нам о роли великой компартии расскажут, дорогого Леонида Ильича, про задорную комсомольскую молодость и остальное из серии «а уж в наше-то время у-у-у-у-у-у...» Я набираю воздуха, чтобы что-то сказать, но этот папа, также очень тихо и запинаясь, произносит следующую фразу:

— Когда мы над Кандагаром взлетали в восемьдесят четвертом в «Черном тюльпане»...

Воздух весь вышел. Пробил пот. Стояла каменная тишина. Ощущение катарсиса. Врать не буду, на детей не смотрел, но уверен, что тот, кто читал про Афган, понял, о чем речь. История не в книжках, она совсем рядом. Состоялся огромной силы ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АКТ.



Про что это все? Эти все три года? Это количество работы, мероприятий, отчетов, проектов? Про то, что мы реально очень мало можем. Вряд ли можем целенаправленно учить и образовывать. А уж тем более вряд ли воспитывать. Но мы можем создавать среды. В которых будут в головах у детей появляться какие-то мысли, будут ставиться какие-то вопросы. А сетевыми средствами это делать или какими-то другими — в конце концов, разницы нет. И это очень много. Невероятно много.

37 комментариев:

  1. Верите, нет, Юрий, совершенно на днях мысль последнего абзаца прокручивал. Размышления были совсем другого плана: про трудное дворовое детство, про друга, который всегда дрался с костетом, но в 9 классе вдруг обнаружил в себе способности к математике. Жизнь это его не изменило, а моя сложилась иначе. Потому что я в один момент выпал из той среды и оказался в другой. Это и к вопросу о тщете бытия и труда учителя в обществе, где реалити шоу на путы гораздо более действенный фактор социализации чем предмет история.

    ОтветитьУдалить
  2. Подкаждым каждым словом выводов готов подписаться. Единственно, один даже очень увлеченный преподаватель к которому бегает полшколы без поддержки администрации и, особенно директора, не сможет изменить ситуацию в школе.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А что что написал?

      «Важно ли, что это завуч? Довольно важно, хотя не критично — может быть и простой учитель, который двигал бы в организации инновации. Важно другое — он должен обладать большим неформальным статусом, к нему должны хотеть идти люди»

      О том же.

      Удалить
    2. Люди идут. Но администрация называет это сектой. Огнём выжигает. Так бывает.

      Удалить
    3. Значит надо просто менять школу. Жизнь одна. А успеть надо многое.

      Удалить
    4. Шило на мыло. Результат = 0.

      Удалить
    5. Неправильный ответ.

      Удалить
    6. Нормальный ответ. Я пыталась.

      Возможно, другим коллегам больше повезёт. Приходите к директору и произносите заветную фразу: «Отчёт в гуглодоках примите?». И тут всё зависит от выражения глаз.

      Удалить
    7. Я непонятно написал. «Менять» значит идти работать в другую.

      Удалить
    8. В другой (не в 296) ситуация аналогичная: на тебя смотрят рыбьи глаза.

      И здесь выбираешь пионеров: в твоей школе они тебя слышат, потому что ты была рядом с ними и научила ориентироваться.

      Удалить
    9. У нас есть компьютеры на каждом столе учителя, у нас есть доски, и школа радостно рапортует об объектах куда надо.

      Ещё и ещё раз: администрация должна не бояться за свою попу, а включить мозг. Пока только включен жёсткий фильтр, где Ваш блог, например, является нежелательным контентом. Впрочем, мой тоже. Но если дружить с замом по ШИС, то можно достать заветные циферки. И тогда коллективная презентация отобразится. Будет о чём разговаривать.

      Администрация каждую секунду ждёт прокуратуру. И здесь нам всем будет плохо, ибо нехорошему учим.

      Удалить
    10. Юрий, увы, школ в которых нас поймут сегодня на порядок меньше чем тех в которых не поймут. Я тут грустно солидарен с Еленой Ворониной... И менять школы до бесконечности это не выход. Вы сами все замечательно написали: для успеха должны быть две ключевые фигуры - тот кто все это делает и директор, который это поддерживает не на словах, а на деле. И мало того что поддерживает, он еще должен осознанно идти на риск предоставления ученикам более менее нормального доступа в интернет (не на основе белых списков), часто в обход тех каналов которые предоставляются департаментом образования, ибо - нежелательный контент.

      Удалить
    11. +Александр Калинин. И что это меняет? Все равно же делать надо.

      Удалить
  3. С одной стороны, наверное, это вопрос харизмы и проч. но среда, я так понимаю, Юрий, имеется в виду социальное окружение, это не заслуга отдельно взятого человека и не во всем результат его усилий... формирование среды как социальная технология не может основываться на лидерствеотдельно взятого человека. или?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Или. Среда реализуется при целенаправленном и осмысленном действии коллектива, который возглавляют либо, понимающие, что делают. Нет, она не стихийна.

      Удалить
    2. ".. формирование среды как социальная технология не может основываться на лидерствеотдельно взятого человека. или?" Конечно, не может один человек ничего сделать, и если этот человек мудрый, умеет ловить настроения и вовремя двинуть в нужное русло людей, то он сыграет большую роль в деле.

      Удалить
    3. Про среду... По-моему, это другая среда, мне кажется, эта http://clck.ru/8jVK5

      Удалить
  4. Спасибо за этот открытый опыт. Чудо - школе непременно нужно распространять его, хотя бы потому, что чем больше об этом знает людей, тем более хороший пример сможет быть заразителен. Всё это нужно нам, обязательно нужно. И об успехах необходимо рассказывать, и о трудностях - финансовых, юридических и прочих.

    Мне лично очень любопытен этап планирования, а также то, как удалось таки заполучить финансирование на 50 ноутбуков и 6 роутеров? У нас в школе многие коллеги готовы, но не очень умеем мы деньги на технику выбивать. А вот навыков использования мобильных телефонов у меня недостаточно.

    Эту работу обязательно нужно всем показывать.
    Вот хотя бы пример из жизни: задаю вопрос одному бизнесмену 30 лет - у него есть молодая развивающаяся фирма - так и сайт (блог)-то свой покажешь? А он мне в ответ - "Зачем мне сайт? У меня и так всё прекрасно..." Нам с вами показался бы последний вопрос преглупым, а ему таким мой вопрос показался, так-то вот бывает.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну вот и помогайте распространять. Репостите, ставьте линк.

      О трудностях — можем. Спрашивайте на сайте.

      Никто ничего не выбивал. Мониторьте сайты, на сайте КО был конкурс, подали заявку. Все. Никаких грантов не было. Кстати, технику, бывает, разыгрывают на Галактике. Да и не в ней дело вообще. Ну пришла бы техника, ну стояла бы, пылилась подставками для кактусов. Думать надо о людях и процедурах.

      Почему вопрос про блог преглупый? Он отличный. Может, он и прав, что ему не нужен сайт/блог? Не панацея же.

      Удалить
    2. Да, не панацея, задумалась как-то про это всё... Можно посмотреть, что вы представили на конкурс КО или это закрытая информация7

      Удалить
  5. отнюдь не стихийность подразумевал... Как мне представляется, среда стихийна в силу того, что в ней одновременно протекают несколько разноплановых процессов связывания социальной действительности: информационный обмен, трансляция, общение и коммуникация. И в каждог-м из них есть целенаправленная действенная составляющая.

    ОтветитьУдалить
  6. Отчёт в виде сайта — первый раз в моей практике. Возможно, где-нибудь ещё такое есть, но я не видела.

    Директора школ, не спите: проспите всё самое важное и нужное! Это сундук с сокровищами, который откроет вам новые смыслы. Что делать в простой «дворовой» школе? Как - нет, не удержать учеников, — а жить с ними и в радостной гармонии. Всё на сайте. Смотрите, берите, делайте.

    «Методические рекомендации» — первый шаг. Читать вдумчиво и несколько раз. Потом всё остальное.

    Да, это «костинская» школа. Иру люблю бесконечно. Живой человек выпрыгнул из умирающего организма образования и сделал живую школу. Трудно? Думаю, до слёз. Но у нас есть живая школа. И не было бы ничего, если бы АДМИНИСТРАЦИЯ ушла спать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Просто хотелось сделать не отчет ради отчета, а большее. Как-то очевидно придумался сайт.

      Чтобы узнали — расповсюживайте.

      Удалить
  7. И можно здесь сколько угодно разговаривать про PLE. Учитель харизматический должен быть. Иначе откуда нити потянутся? И кто устнановит компьютер под деревом?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Согласна, Елена. Харизматичность учителя - полдела, желание человека "от администрации"- еще половина. Итог - ЖИВАЯ школа. Но пока это только единичный вариант, почти как в книге Жвалевского и Пастернак "Хочу в школу". Хорошо, что появилась. Будет ли опыт дублироваться? Русь, дай ответ?...

      Удалить
  8. Отличный опыт для среднестатистической школы. Честь и хвала администрации, которая не бросила все на полпути, а довела дело до конца. Результаты мне очень понравились. Теперь, самое главное, не свернуть творческую деятельность, а продолжать работать так, как будто эксперимент все еще идет. Удачи коллегам.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Думаю, кто начал работать с сетевыми вебдванольными ресурсами уже не свернет на полпути (это как с презентациями, попробуешь и потом самому неприятно слушать выступления без визуализации)

      Удалить
  9. Администрация администрацией, но для того, чтобы "мотор работал изнутри", обязательно должен быть научный руководитель, продуцирующий безумные (на первый взгляд) идеи. Школе повезло, что они встретили такую личность как Юрий Ээльмаа. Помните?... - "будьте реалистами - требуйте невозможного". Это и про него тоже. Гений управления. А все вместе - МОЛОДЦЫ! Спасибо за Ваш опыт. Так держать!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. «Гений управления»... Мучительно силюсь вспомнить, чем же я когда-либо управлял:))

      Удалить
  10. Спасибо Юрий Владимирович! ЗдОрово. И не ради ответного реверанса, но...
    Дорогой наш научрук, куда ж мы без вас!? И без вашего помощника (или руководителя?) - Зинаиды Юльевны Смирновой. Вы необыкновенные, талантливые люди. Благодаря вам эти три года в моей профессиональной жизни стали самыми плодотворными и замечательными. Надеюсь, что и для многих моих школьных коллег тоже.
    Итоги работы впечатляют, потрясают. Даже не верится, что всё это было создано небольшой командой ЕДИНОМЫШЛЕННИКОВ.
    И, думаю, неуместно спорить кто первее и чей вклад дороже. На мой взгляд – здесь просто ВСЁ! совпало: научрук + коллектив + администрация + тема + время. Если бы хоть какое-то звено было слабым…
    Опыт, который мы представили на сайте, требует осмысления. Даже для меня вопросов сегодня больше, чем ответов. И главный - что дальше?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. ЗЮС — руководитель? Эко Вы. Все глупости — от нее, все толковое, конечно же, мое. А вообще — да, мы не самый плохой тандем: инноватор и традиционализатор.

      Кстати, кто из комментирующих не понял, KIN — это как раз Костина И.Н. Она знает всю правду.

      Про главный вопрос — Вы правы. Я пока тоже. Но ведь лето еще не кончилось...

      Удалить
  11. Отдельная благодарность за шаблоны документов, их всегда не хватает для регламентации работы.
    Понравилось, что описаны все этапы очень подробно, прямо бери и под себя переписывай (со ссылками на авторство, разумеется) и работай. Как раз сейчас занимаюсь настройкой Google Apps и данный пост пришелся очень кстати
    Еще раз благодарности

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Николаевна! Этот бы пост на страницу https://sites.google.com/site/296experiment/pramaa-rec
      Будьте первой!

      Удалить
  12. Спасибо всей команде, что не только смогли, но и поделились. Достойно распространения.

    ОтветитьУдалить