-->

вторник, 28 августа 2012 г.

Проект длиной в 12 лет

На прошлой неделе закончился самый продолжительный в моей жизни 12-летний проект. Захотелось рассказать. Можно, конечно, считать, что он начался не в 2000, а даже в 1993 году, когда я поступил на филфак, но, наверное, это будет не совсем верно.

В феврале или марте 2000 года я пришел в гости к папе, мы сидели на кухне и разговаривали. Я тогда третий год работал в школе, был классным руководителем 6в класса. И дела шли, признаться, не очень. Было много конфликтов с администрацией, я не находил общего языка с коллегами, у меня не очень получались взаимоотношения с родителями учеников. Да, с классом было все нормально, с предметом тоже — у меня была новая программа, я работал довольно увлеченно.

В разговоре с папой возник вопрос «А дальше что?» Ну год-два-три-пять, сколько еще в школе работать? Надо было что-то придумывать. Я увлекался много лет компьютерами, года три как сидел в Интернете (дома первый компьютер вообще появился в 1988 году — «РК-86»), только-только разобрался в HTML-разметке. В общем, меня это очень увлекало, папа это видел. Но как объединить компьютер, Интернет и преподавание литературы — я не знал. И тогда папа спросил у меня: «А чего учителю не хватает в работе?» Я начал думать, вспоминать — и покатилось: филологические работы, психология и педагогика, методические рекомендации, консультации коллег...

Папа спросил: «Тогда почему бы не сделать такой сайт?» Для тех, кому это кажется очевидным, напоминаю: на дворе было начало 2000 года. Да, в Сети уже была газета «Литература», был сайт «Учительской газеты», но сайтов для учителей (во всяком случае, для литераторов) не было. В первую очередь потому, что самих литераторов в Интернете были сущие единицы. В общем, полная пустота и дух носился над вода´ми...

Я нагенерил массу идей, мы с папой исписали кучу листиков. Папа был инженером-кораблестроителем, ничего не понимал ни в методике литературы, ни в Интернете, просто он умел системно мыслить и мы с ним думали. Ни на что не опираясь, потому что и опираться особо было не на что. Просто это всегда очень важно — чтобы было, с кем думать...

В мае я пришел на кафедру методики преподавания литературы РГПУ им. Герцена к заведующему Владимиру Георгиевичу Маранцману. Говорили с ним об идее сайта более 3 часов, я был совершенно покорен этим человеком, он, думаю, увидел не особо образованного юношу, у которого невероятно горели глаза и идеи били фонтаном. Он меня пригласил с этим проектом в аспирантуру. За время аспирантуры общение с этим человеком мне действительно многое дало, знакомство с ним было большой удачей в жизни. Я об этом писал в 2007-м, на следующий день после похорон Владимира Георгиевича.

Аспирантуру здесь описывать нет смысла, свое состояние того времени вполне внятно описал в тексте "Aspirantus conchinius", с содержанием диссера можно ознакомиться здесь и в автореферате. В свое время описал и саму защиту, и зафиксировал размышления о том, что человеку дает нормальная аспирантура.

В конце первого курса я открыл почтовую рассылку «Урок литературы: проблемы, методы, подходы». Всего вышло 40 выпусков, первый — 6 апреля 2001 года, последний вышел 20 октября 2008 года. У рассылки было в свое время около 1500 подписчиков, что для середины 2000-х годов и учитывая специфику аудитории, было немало.

29 января 2004 года по адресу www.mlis.ru был открыл диссертационный проект — «Методико-литературный интернет-сервер (МЛИС) «Урок литературы». Дизайн и программирование мне в то время не стоили ни копейки — по просьбе и на хорошем отношении мне помогли Семен Куликов и Никита Евдокимов. Сайт активно поддерживался мной одним до защиты диссертации (сентябрь 2004-го), потом своими же силами до ноября 2005-го. Затем ресурсы кончились, начались новые проекты и на год проект был заморожен. Очевидно, что проект ресурсоемкий, требует для поддержания контент-команду, но ни государственная (программ поддержки таких ресурсов не было), ни коммерческая (проект априорно не приносит прибыли) организация не взялась бы за его сопровождение. В декабре 2006-го начались переговоры и в апреле 2007-го МЛИС был продан «Фонду поддержки образования». Продажа заключалась в передаче проекта под эгиду Фонда, который выделил достаточные ресурсы на контентное сопровождение проекта. Проект вновь заработал 15.04.2007. Над проектом в течение двух лет работали 6-8 человек (Сергей Райский, Марина Дорофеева, Сергей Лавлинский, Сергей Федоров, Зинаида Смирнова, Ирина Конева и др.), за что им огромное спасибо.

О МЛИСе в свое время я давал интервью для «Учительской газеты» (вышло с запредельно дебильным названием), еще была статья на портале Ucheba.com Недавно обнаружил в словаре сокращений аббревиатуру «МЛИС» со ссылкой на сайт, забавно:))

В начале 2009 года по инициативе Фонда поддержка была прекращена. Рассказывать об этом не хочу, причины мне самому полностью не понятны. Существует ли в настоящее время копия проекта — неизвестно. Наверное, нет. Жаль.

В 2009 году я не продлил делегирование домена mlis.ru и его кто-то перекупил. Сейчас по этому адресу размещено что-то симпатичное свиду, но совершенно непонятное по сути, структуре и целям, кто ведет сайт — я не знаю и не имею к этому ни малейшего отношения.

МЛИС выглядел вот так:


В 2006 году я пришел работать в РЦОКОиИТ (тогда он назывался ЦИТТ — Центр информационных технологий и телекоммуникаций). Осенью того года мы с моим институтским преподавателем, Учителем (с большой буквы), коллегой и другом Сергеем Владимировичем Федоровым (несколько слов о нем в этом блоге) сделали курс «Информационные технологии в практике учителя литературы». В период с 2006 по 2010 год мы с СВ обучили около 200 учителей по этой программе. Я считаю, что проект был действительно удачным, многим учителям-литературы он в то время открыл ИТ, диски с работами выпускников, которые мы записывали в конце каждого выпуска, в большом количестве гуляют по педагогическим рукам в городе. Для многих наших учеников тот курс стал путем в нынешнюю вебдванольщину.

В конце 2007 года мы с Сергеем Владимировичем по заказу Комитета по образованию написали книжку, куда вошли материалы наших занятий. Книжка получила довольно нелепое название «ИКТ в предметной области. Часть I. Гуманитарный цикл: Метод. пособие» (можно скачать ее с приложением), говорили, что по одному экземпляру она должна была поступить во все школы города, но судя по тому, что люди ее так и не увидели, она где-то осела...

Летом 2009 года раздался звонок из издательства «Просвещение». О нашей книге они узнали по наводке московской коллеги, заведующего лабораторией ИСМО РАО, многолетнего организатора «Педагогического марафона» при Издательском доме «Первое сентября» Натальи Васильевны Беляевой. В «Просвещении» задали вопрос, можем ли мы увеличить книгу в 2 раза? Да, можем. Начали работать.

Сотрудничество с «Просвещением» я описывать не хочу. Книгу они выпустили, совсем не том виде, на который я рассчитывал, выпускали ее долго (настолько, что многое устарело), она могла быть лучше. Вряд ли с этим издательством впредь буду сотрудничать, наши представление по многим вопросам расходятся достаточно сильно.

В общем, книга вышла. Такая, какая получилась. Вобрала в себя наш опыт и представления о том, что такое и как работают информационные технологии в практике учителя-словесника.







Вот полное оглавление книги:



Когда книга выйдет, где будет продаваться и сколько стоить — честно, не знаю. Наверное, по каким-то каналам «Просвещения».

Что в итоге? Получился довольно неплохой и весьма продолжительный 12-летний проект. Не боясь в данном случае громких слов и некоторого пафоса, я сам для себя могу констатировать, что этим проектом немало сделано в школьном образовании в области информатизации гуманитарных дисциплин. За эти годы я получал десятки и сотни отзывов от педагогов со всей страны, которые были подписаны на рассылку, пользовались МЛИСом, читали наши пособия, учились на курсах. За это не стыдно. Но теперь пришло время поставить точку в этом проекте.

P.S. По сути, сам того не подозревая, этот проект придумал мой папа. C января 2009 года его нет со мной рядом. Но я думаю, ему было бы приятно полистать эту книжку. Книга начинается с посвящения.