На Фестиваль было выдвинуто 46 работ из 43 учреждений Петербурга. Тут необходимо налить большую бочку дегтя. Откуда работы берутся? Так как РЦОКОиИТ — учреждение городского уровня, то на всех мероприятиях существует сначала районный отбор, а уж лучшие в районе работы посылаются на город. Таким образом, Центр не регулирует и не влияет на то, что присылается районами. Когда я впервые увидел список из 46 работ и внимательно его просмотрел, у меня
Но бог с ними. Приступим к блогам победителей.
(Необходимая оговорка. Все написанное ниже стоит воспринимать как чрезвычайно субъективную аннотацию педагогических блогов. Этому есть две причины. Во-первых, пишется это для авторского блога, а не в качестве отчета в Комитет по образованию или официальной рефлексии проведенного мероприятия. Во-вторых, так получилось, что из 9 победителей были лишь 2 ресурса, о которых я ранее не знал, со всеми остальными были давние или не очень отношения, многие блоги я наблюдаю не один год. 6 из 9 — либо выпускники моих курсов разных лет и продолжительности, либо члены Клуба. Так что беспристрастным быть у меня здесь вряд ли получится.)
Девятое место. Учитель информатики гимназии № 295 Арефьева Нелли Яковлевна. Блог учителя информатики. Наибольший интерес в блоге вызывает раздел «Уроки информатики», в котором можно увидеть видеоролики и кроссворды, сделанные учениками + обучающие материалы, размещенные учителем. Есть и раздел «Рабочие тетради», но я много кликал по ссылкам — содержания в тетрадях обнаружить не удалось. Может, конечно, не докликал...
Восьмое место. Учитель информатики школы № 548 Пивненко Ольга Алексеевна. Блог учителя информатики. Существующий уже несколько лет, очень известный педагогический блог, за помощью к которому прибегали многие и многие педагоги. Огромный, грамотно структурированный массив информации по сетевым сервисам и сценариям их учебного использования. По сути здесь не один, а несколько объединенных блогов — основной блог дополняют блоги «Ученикам», блог с электронными тетрадями. На первый взгляд, блог не интерактивен (постоянных комментариев к постам не особо много), однако это не так: к примеру, на сайте с электронными тетрадями встроен Cbox. Почему жюри так не высоко оценило блог Ольги Пивненко — затрудняюсь сказать.
Седьмое место. Учитель химии школы № 159 Титова Галина Васильевна. На удивление долго человек шел к пониманию назначения и содержания своего блога (это не плохо, лично для меня необычно). Открытый в 2010 году, только к этому году он приобрел свою предметность, направленность, лицо. Он очень удачен в качестве «точки входа» ученика в образовательный Интернет. Внешне очень яркий, изобилует всякими анимированными безделушками (думаю, детям нравится). Если блог почитать — можно увидеть постоянный диалог с учениками. Отдельно хотелось бы отметить участие Г. Титовой в «Парковом уроке» (см. посты за апрель-июнь). Хороший рабочий инструмент.
Шестое место. Учитель математики лицея № 179 Пак Наталья Николаевна. Плюс - это крест минусу. Блог, о котором я ранее не знал. Очевидно, что блог здесь — постоянный инструмент сопровождения учебного процесса (только за 5 месяцев этого года автором написаны около 160 постов!) Несмотря на то, что на блоге есть очень длинная страница «Статистика и комментарии блога» (зачем — не понял, может быть, для Фестиваля?), я попробовал отлистать назад 6 или 7 страниц с постами (на каждой странице по 6 постов), но всюду обнаружил только надпись «0 коммент.». «Может быть, ранее наблюдалась большая активность», — подумал я. И зашел в «Гостевую книгу». И обалдел: 434 сообщения с декабря 2011 года, в подавляющем большинстве — связанных с классным руководством. Дети, родители... мощная коммуникативная среда! Получается, что сам блог у Натальи Николаевны исключительно для математики, в ГК — как среда общения с классом. Мне показалось необычным. Что еще в этом блоге обратило на себя внимание — количество и объем «уходящих за горизонт» страниц. При том, что обычно в блоге основа — это хронологическая лента сообщений, а страницы выполняют, скорее, факультативную, сопровождающую функцию. В общем, строго называть все это блогом я бы не стал. Скорее, это блог, который сильно стремится стать сайтом с мощной коммуникативной компонентой, вынесенной за пределы этого ресурса. Очень странно. Очень интересно. Несомненно, достойно.
Пятое место. Учитель русского языка и литературы школы № 243 Воронкина Анна Владимировна. В резонансе. Страницы блога используются как агрегатор справочных материалов для учеников и тестовых упражнений. Отдельно отмечу «Доску почета», где учитель в calameo-формате представляет хорошие работы учеников. Хорошо сделана «точка входа»: через блог учителя ученики получают доступ к словарям и другим литературным сайтам, материалам по письменным работам (изложение, сочинение и др.).
О содержании блога. Дети рассуждают о Печорине, выполняют тест по «Мертвым душам» и «Онегину», учитель публикует в комментариях работы учеников. Можно спорить с автором, утверждающим, что «это всего лишь литературоведческая терминология, без владения которой невозможно адекватно говорить о художественном тексте», но это субъективно. Многое действительно интересно. Признаться, я совершенно не хотел здесь вспоминать инцидент с автором, собирался только аннотировать блог. Пока не нашел пост «Я всегда смелее иду вперёд, когда не знаю, что меня ожидает...» Завершается разговор о романе, дети пишут синквейны, есть хорошая презентация... Но есть такое понятие, как «авторское право» и уважение к чужому труду. Презентация в блоге, закачанная учителем в свой аккаунт Slideboom, на самом деле состоит не из 41, а из 48 слайдов, имеет автора — Ирину Вяткину, учителя литературы из 213 школы (кстати, у нее есть приличный блог), и сделана на курсах «Информационные технологии для учителей литературы», которые мы вели с С.В. Федоровым. Нет ничего зазорного, чтобы пользоваться хорошими материалами коллег (мы сами на курсе отдавали слушателя материалы, сделанные их «предшественниками»), но не как здесь: взята презентация, убран слайд с контактной информацией и положено как материал из ниоткуда. Вот полный вариант работы, как говорится, найдите 10 отличий. Это нормально?
Четвертое место. Учитель истории ГБСКОУ школы № 3 Красногвардейского района Кузнецова Мария Евгеньевна. Давайте попробуем БЛОГ!. У Марии я как-то вел очень краткосрочные курсы, относительно результатов которых я был настроен очень скептически. Но тут, думаю, как раз тот вариант, когда человеку был нужен лишь небольшой толчок, чтобы начать действовать. Блог создан только в декабре 2011 и за 4 месяца превратился в мощный педагогический ресурс. Учитель делает тематические блоги и гуглосайты с детьми, проводит уроки с помощью блога, судя по гаджету «Сайты педагогов нашей школы», активно внедряет «вебдванольщину» в своем учреждении. Упомяну, что блог используется как «точка входа» в образовательный Интернет. Активное участие Мария принимала в «парковом проекте». Можно еще посмотреть гуглосайт автора.
Третье место. Учитель начальных классов 73-й Ломоносовской гимназии Разживина Елена Александровны. Блог учителя начальных классов. Как по-разному учителя приходят в сетевую деятельность. Пройдя 40-часовой районный курс по веб-технологиям, только заведя блог, Елена осенью 2011 года «отважилась» возглавить проект на Началке, посвященный Ломоносову. И провела! Офицерами становятся в бою:)) Я всегда привожу этот пример, когда слышу нытье из цикла «мы только курсы кончили», «может, через годик попробую», «я еще не готов, вот выучу еще стомильёнов сервисов и тогда уж...» (это любимое!). Блог действительно огромный, в нем есть как материалы, посвященные использованию ИТ в образовании, посты о жизни класса, учебные материалы, электронные тетради. Один из лучших питерских блогов началки.
Второе место. Учитель русского языка и литературы 622 гимназии Силина Светлана Вячеславовна. «Для тех, кто хочет знать». Блог Светланы — тоже результат долгого «блогопути», профессионального поиска себя и интонации своего ресурса. Сейчас — интереснейший проект. Да, качественная «точка входа» (как писал в посте о критериях, важный компонент, не устаю это повторять). О самом блоге у Светланы есть отдельный пост. Но главное здесь — диалогическая среда, постоянный предметный разговор с учениками. Читайте:
- Никто не забыт, ничто не забыто...
- Наши домашние любимцы (коллективный фотоальбом, книжная полка сочинений и комментарии!)
- Работа по выразительному чтению
- Кочережки
- очень повеселили детские негодующий комментарии в посте «Песня «Герасим и Муму»
- дети смотрят и обсуждают мультик и фильм (на 64 комментария, включая учительские!)
Блог стимулирует становление сообщества (появление проектов, инициатив, продуктов сетевой учебной деятельности)
0 баллов — нет
5 баллов — попытки сделаны, но они неудачны
20 баллов — можно увидеть некоторое количество продуктов сетевой деятельности
50 баллов — блог как постоянный генератор коллективной сетевой активности педагога и учеников, блог координирует постоянную сетевую работу, которая становится органичной частью учебного процесса
Максимальное количество баллов по всем номинациям в нашем Фестивале было 150. При этом в этом критерии была возможность получить сразу 50 баллов. Идея заключалась в том, чтобы получивший здесь высший балл мгновенно вырывался в победители. Более 30 участников в этом критерии получило 0 баллов, потому что никаких следов сообщества в их блогах не было видно. Здесь важно то, что блог учителя становится не дополнением, улучшающим и облегчающим работу в традиционных форматах, а образовательный процесс частично переносится в электронную среду. Да, это сложно, но, как показала практика, возможно.
0 баллов — нет
5 баллов — попытки сделаны, но они неудачны
20 баллов — можно увидеть некоторое количество продуктов сетевой деятельности
50 баллов — блог как постоянный генератор коллективной сетевой активности педагога и учеников, блог координирует постоянную сетевую работу, которая становится органичной частью учебного процесса
Максимальное количество баллов по всем номинациям в нашем Фестивале было 150. При этом в этом критерии была возможность получить сразу 50 баллов. Идея заключалась в том, чтобы получивший здесь высший балл мгновенно вырывался в победители. Более 30 участников в этом критерии получило 0 баллов, потому что никаких следов сообщества в их блогах не было видно. Здесь важно то, что блог учителя становится не дополнением, улучшающим и облегчающим работу в традиционных форматах, а образовательный процесс частично переносится в электронную среду. Да, это сложно, но, как показала практика, возможно.
Так вот, я только блогу победителя поставил эти 50 баллов. Потому что можно делать блог красивый и не очень, можно инициировать и вести дискуссии, можно размещать материалы и писать посты... А можно на постоянной основе перенести преподавание в электронную среду, осмысленно использовать разные инструменты и это в блоге отражать. То есть по сути это даже не блог, а иллюстрация образовательного процесса в веб-среде, которую можно увидеть через блог. Разница понятна, да? Итак, представляем победителя.
Первое место. Учитель физики лицея № 590 Шевчук Елена Анатольевна. «В мире физики». Открываем. Все простенько, минималистично? Тогда углубляемся в чтение.
Откроем страницу «Рабочие проекты»: физики углубляются в чтение, остальные простые смертные (такие, как автор этих строк) просто рассматривают деятельность и ощущают комплекс профессиональной неполноценности.
Потом откроем «Блоги учеников»: куда ни кликнешь — рабочий инструмент, а не просто ccылка. Тетрадей просто нет, зачем они, если есть блоги? Комплекс усиливается.
Дальше просто почитаем посты.
- Составление лент времени по истории электричества >>>
- Смотрим кино, открываем электрон, задание выполняем в электронных тетрадях >>>
- В ходе проекта «Ищем альтернативу нефти и газу…» дети делают плакаты и презентации >>>
- Выясняем зависимости для насыщенного пара средствами Excel! >>>
- После экскурсии карты составляют >>>
- 8 класс Объясняем магнитные свойства вещества! Посмотрите на задания, вот что такое компетентностный подход в действии на конкретном учебном материале!
Еще можно на любой странице полистать учебный календарь (ведется недолго — апрель и май — но принцип можно понять), посмотреть на озвучивание youtube-фильмов по физике и занимательные опыты, подготовиться к олимпиаде (одноименный раздел в правой колонке гаджетов).
Нельзя не упомянуть участие Елены в «парковом уроке» (см. мощнейший отдельный блог) — присутствовавшие на июньском Клубе получили огромное удовольствие от рассказа Елены. Кусаю локти, что не писал видео, оно того стоило...
В общем, если смотреть на все работы Фестиваля, то есть первое место и на большой дистанции от него находятся все остальные работы. При всем уважении к коллегам, простите субъектив. (Необходимое уточнение: Елена у меня на курсах не училась, а выросла сама. Самородок, так сказать...)
В конце хотелось обратить внимание на «очки-голы-секунды». Это был фестиваль, а не конкурс, не было цели сказать, кто лучше, кто хуже. Баллы нужны были исключительно ради того, чтобы оценивать важные (на взгляд организаторов) критерии. Поэтому первое-третье-седьмое место в этом перечне роли действительно не играют. Это просто опыт оценки прецедентного поля, некий ответ на вопрос «Как обстоят дела в Петербурге с педагогическими блогами?» Поэтому апелляции и вопросы «а почему мне столько-то» попросту неуместны.
Ну и в конце официальная презентация по Фестивалю, сделанная методистами Центра:
P.S. Постараюсь еще написать отдельный пост про блоги, не вошедшие в финальную девятку, но в чем-то интересные. Stay Tuned!
Здравствуйте,Юрий Владимирович. В нашем Василеостровском как-то нехорошо с блогами.Я посмотрела статистику, она стабильно невысокая. Меня тоже принудительно-добровольно подвели к тому, что очень престижно для школы, надо поучаствовать в фестивале. Я совершенно согласна с Вами, что отбор в районе был неадекватный. Поверьте, это впечатление сложилось не потому, что мой блог не продвинули в город, а потому что, прошедшие отбор блоги, вызвали у меня недоумение. Я не специалист, но если автор блога признается, что ему вчера сказали, что надо, и он сегодня уже представляет блог?..
ОтветитьУдалитьСпасибо за рассылку, я все просматриваю, а многое читаю внимательно. Мой блог работает.Мои коллеги довольны.Еще раз спасибо!
А в районе не может быть хорошо или плохо с блогами. Причем тут район и блог учителя? Либо блог делается самим учителем, либо нет. Я еще могу понять, когда в конкретной школе это поддерживают (что бывает нечасто), но район...
УдалитьВ общем, та же ситуация, которая бывает всегда, когда явление становится массовым. Сразу появляется принудиловка и много «левых» людей.
Юра, спасибо за этот обзор! Особенно порадовало первое место блога Елены Шевчук!
ОтветитьУдалитьСпасибо, Юрий Владимирович, за очень интересную и полезную аналитику. К Вашему посту можно возвращаться несколько раз и находить всё новую и новую "пищу для размышлений". Спасибо огромное!
ОтветитьУдалитьПоздравляю ещё раз победителей! Некоторым не понравилось то, что публично был выставлен рейтинг. Про детей мы не можем такие рейтинги публиковать, это не этично. Мне лично не раз указали, что у меня рейтинг не самый высокий, хотя ничего не вижу в этом страшного, как есть - так и есть, что скрывать. Особенность работы такого формата в том, что учитель как бы совершенно обнажен перед публикой, его легко раскритиковать.
ОтветитьУдалитьЧестно говоря, каждый, с кем общалась на тему оценок этих блогов, ставил места участникам фестиваля по-разному. Но для этого и существует жюри, состоящее из большого количества разных людей. Когда увидела блог учителя физики, то обнаружила насыщенность учебными материалами. И удивилась, как удалось так совместить работу на уроке, домашние задания, общение в блоге? Очень интересно было познакомиться с педагогическими блогами, они такие разные, совершенно уникальные - как и личности педагогов - авторов. Это словно коллекционная фигурка - сколько бы её не пытались повторить - каждый раз она выйдет по - новому. У автора может быть разное настроение, обновленные мысли, изменяются краски и формы. На мой взгляд, не так - то просто вести постоянные дискуссии в комментариях к каждому посту. Это большой интеллектуальный и эмоциональный труд. Например, всегда можно на своем блоге неожиданно обнаружить гостя, не соблюдающего этику коммуникации в сети, и с ним также нужно находить общий язык и направлять диалог.
Лично я не ожидала увидеть себя в данном списке, из окружающих меня людей - тоже никто. Поэтому мы все были радостно удивлены. В нашей школе люди, оцепенев, даже не могли поверить в то, что со мной это произошло, я как - то тоже. Но чертовски приятно.
Наш ИМЦ старается отслеживать современных педагогов и поддерживает их как может. Жаль, что не во всем городе так. Питер - есть Питер, здесь у всех особые ценности и стили.
Интересно написано, большая работа. Очень интересно, спасибо
ОтветитьУдалить«Во первых строках моего письма» поздравление всем победителям. Многих знаю лично и искренне за них рада.
ОтветитьУдалитьКонечно, блоги очень разные, а иначе и быть не может. Побродила по доселе неизвестным, что-то попыталась примерить на себя. Буду думать.
Про «очки-голы-секунды». Да, фестиваль. Да, место роли не играет. Но почему-то обидно за блог Ольги Пивненко. Мы там все постоянно пасёмся, ходим туда за информацией, пользуемся им как справочником. Это просто настольная книга петербургского учителя-блогера.
«Самородок» Елена Шевчук пронзила моё педагогическое сердце. Залечу любовные раны, отрыдаю и пойду самосовершенствоваться.
И напоследок ехидный вопрос: методисты Центра, делавшие презентацию, не пробовали посещать Ваши курсы? Или хотя бы книжечку какую-нибудь почитать?
"Это просто настольная книга петербургского учителя-блогера". И не только петербургского, но и, к примеру, челябинского ;) Согласна с Вами, что "почему-то обидно"... тоже постоянно пользуюсь блогом Ольги Пивненко, и именно в справочных целях...
УдалитьБлог Ольги Пивненко и она сама, я думаю, уже не раз, получала лавры за свой ресурс. Который, без сомнения, хорош и важен. Но тут судьба распорядилась, на мой взгляд, корректно (тем более, что баллы — для «внутреннего употребления», все 9 участников получили одинаковые грамоты Комитета по образованию). А то, что на поверхность многие другие достойные — отлично. Еще раз: выявление прецедентного поля. Это удалось.
УдалитьНикто и не спорит про поле. Просто взгустнулось. И ещё хотела спросить: почему «девятка», а не «десятка»?
УдалитьЯ очень рада за Елену Анатольевну Шевчук! И мне, как учителю физики, особенно приятно, что блог "В мире физики" получил первое место.
ОтветитьУдалитьСамое ценное в блоге Елены Анатольевны - это идеи, но не просто идеи, но и применение их на практике.
Для меня ее блог - это большая помощь в моей работе, а также импульс к действию, желание попробовать все самой...
Поздравляю всех победителей!
Спасибо большое за подробный обзор!
Отличные блоги! Несмотря на своё давнее знакомство с Интернетом, увидел для себя много нового. Отдельно порадовало в блоге Шевчук Елены Анатольевны архиудачное использование гаджетов. Очень часто образовательные блоги изобилуют ненужным функционалом. В данном случае всё применяется к месту.
ОтветитьУдалитьНу и количество просмотров иногда впечатляет. В блоге Силиной Светланы Вячеславовны их — более 100.000. Фантастический результат, за который уже можно давать медаль.
Ну вот видишь.... А ты к нам на Клуб не приходишь:)))
УдалитьСпасибо! Прочитала с интересом, бегло просмотрела блоги-победители. Вернусь еще, и не раз - для более глубокого просмотра. Поймала себя на мысли, что по-доброму завидую питерским коллегам, у которых ТАК комментируют подобные проекты. Будучи самоучкой во многом, что касается ИКТ вообще и блогов в частности, очень часто испытываю дефицит пусть субъективной, но вот именно такой оценки: чтобы для отчета, а для пользы дела, чтобы конструктивно...спасибо еще раз!
ОтветитьУдалитьВот я какой — комментатор питерских коллег!:))
УдалитьА НЕпитерских тоже можете прокомментировать? :))
УдалитьПеречитала свой предыдущий комментарий и увидела пропущенную частицу "не" перед словосочетанием "для отчета"...вот окарала...
«Окарала» — это хто?
УдалитьВам нужен обзор блога?
Окарала, то есть ошиблась...это такой урализм :-) Хотя применительно к данной ошибке, скорее, оЧеПяталась :-) Сейчас напишу Вам куда-нибудь в личку, что мне нужно:-)
УдалитьСпасибо Юрий Владимирович за настоящее пособие для учителей! Поздравляю всех победителей и особенно приятно увидеть в списке коллегу из Фрунзенского района!
ОтветитьУдалитьРайоны тут вряд ли причем. Просто работает учитель. Часто и школа не особо причем.
УдалитьХотелось бы увидеть вообще все 46 работ участников фестиваля, мне кажется, это было бы очень любопытно. Интересно, в других регионах проходили такие конкурсы?
ОтветитьУдалитьОк, я опубликую.
УдалитьМария Евгеньевна, вот ссылка на челябинский конкурс: http://www.openclass.ru/node/269825
Удалить