Общую динамику за последние 4 года можно охарактеризовать следующими тенденциями.
- Запрос на обучение первичной компьютерной грамотности (КГ) за последние 4 года падает, причем быстро, он остается актуальными, главным образом, для учителей старшего поколения. При этом даже для такого контингента сегодня уже практически не нужно рассказывать про клавиатуру, окна, папки и основные пиктограммы. Обучение КГ сегодня происходит в процессе реального освоения основных программ MS Office, а также работы в интернете.
- Как показывает опыт, по-прежнему самыми проблематичными моментами при обучении начинающих пользователей остаются вопросы сохранения файлов, ориентации в файловой структуре.
- Технологическая интуиция сегодняшних начинающих слушателей гораздо выше, чем 4 года назад. Сегодня практически ни для кого не представляет проблемы операции копирования, вставки рисунков, фигур, их модификации. Достаточно легко осваивается работа с таблицами, списками, с несколькими документами. Наибольшие затруднения вызывают гиперссылки (потребности в их освоении изначально у слушателей с нулевым уровнем грамотности нет).
- Если говорить об офисных программах, то запрос на обучение Word также падает, вытесняется запросом на обучение работе в Excel. Существенно выше и пока сохраняется запрос на изучение PowerPoint. Практически нет запросов на изучение БД Access. И действительно, в школьной практике простого учителя нет необходимости конструировать самому базы в Access, достаточно знания основ Excel. Нет запросов и на изучение других программ пакета MS Office (Publisher, Outlook, Project и др.). Надо отметить, что эти приложения просто неизвестны пользователям-педагогам, и при сегодняшней их технологической грамотности, возможно, было бы достаточно разового обзорного ознакомления с возможностями приложений. Например, 3-4 года назад можно было посвятить целое 6-часовое занятие освоению работы в MS Publisher, и это вызывало живой интерес педагогов, сегодня достаточно им показать возможности данной программы за 1 час.
- Практика аннотирования образовательных ресурсов выявила очень низкий в среднем уровень владения учителями этим искусством. С трудом описываются как готовые «чужие» ресурсы, так и собственные. Это представляется весьма серьезной проблемой, т.к. вскрывает основную проблему – учителя не понимают, зачем им в образовательном процессе (в школе) ресурсы интернета, текстовые документы. Гораздо более понятными по назначению оказываются презентации.
- Имеется, хотя и сокращается в последние годы, разрыв между изначальными умениями работать в интернете и умениями работать с электронной почтой. Сегодня почти все приходящие обучаться могут «зайти в интернет» и что-то найти, переходить по гиперссылкам, ориентироваться в некоторых существующих в браузерах значках (при этом, естественно, нет владения приемами эффективного поиска). В то же время, процент тех слушателей, кто реально пользуется электронной почтой, всегда ниже.
- Среди пользователей начального уровня (близкого к нулевому) практически нет запроса на обучение Веб 2.0-сервисам, работе в гугл-документах, социальных сетях и т.д. Здесь причина в том, что многие учителя не понимают, что это такое, что это может дать в реальном учебном процессе, т.е. здесь нет хорошо поставленной рекламы данного направления. В то же время, анкетирование последнего полугодия показывает в среднем высокий запрос на изучение интернет-сервисов (по сравнению с низким запросом на изучение простого поиска в интернет). Возможно, был бы актуальным курс, направленный именно на изучение интернет-сервисов (с акцентированием этого направления в названии). В связи с массовыми закупками и информатизацией «сверху» особо возросли запросы на:
- обучение работе с интерактивными досками (прогноз – увеличение запроса);
- запрос на работу с электронными дневниками;
- запрос на работу с цифровыми лабораториями;
- запрос на работу с разнообразными средствами мультимедиа (запись, редактирование и воспроизводство звука, видео, обработка фотографий, производство клипов, анимация, 3D-изображения и т.п.);
- запрос на умение работать с различными техническими устройствами, интерактивным оборудованием (световое перо, микрофон, видеокамера,…).
- Если рассматривать перспективу, то умение работать с электронными досками в ближайшие годы станет абсолютно необходимым каждому учителю. В то же время, как отмечают слушатели и методисты, краткосрочные семинары (12 и даже 24 часа) не позволяют в надлежащей мере освоить самостоятельную работу с этим оборудованием, поскольку позволяют только «показать» основные приемы, но не попробовать самому учителю создать собственный ресурс и уверенно ориентироваться во всех возможностях доски. Поэтому целесообразным было бы разработать более объемный курс по интерактивным доскам (до 72 часов), который реализовывать в режиме создания собственных проектов, возможно, частично – в дистанционном режиме.
- Присутствует во все годы неопределенно формулируемый запрос на «оптимальное использование ИКТ на уроке», однако отсутствует запрос на изучение работы с определенными ЦОР, электронными учебниками. При этом самые молодые педагоги не испытывают трудностей в использовании готовых ППС и их фрагментов на уроках. Более старшие – просто не знают о многих возможностях ППС, предпочитают действовать своими проверенными методиками.
- Год назад наблюдался пик потребности освоения свободно распространяемого ППО. Сейчас, по-видимому, запрос пошел на убыль, поскольку школы как-то решают проблему «в строну» продуктов MS Office. С другой стороны, сегодняшние учителя, освоившие, скажем, Word, без труда могут сами разобраться в аналогичном свободно распространяемом продукте.
- Возрастает запрос на освоение систем ДО. По опросам слушателей в декабре 2011 г. только 15% пришедших на специальных курсы по ДО, имели достаточное представление о том, что такое ДО и каковы его возможности. Учителя выдвигали запросы на осуществление таких возможностей, как:
- Накопление базы готовых заданий по разным предметам и темам с возможностью их использования педагогами; создание банка методических материалов для ДО, электронных учебников по ДО;
- Организация горячей линии для консультаций по ДО; организация работы постоянно действующих консультантов (для учителей и для населения в целом – родителей, учащихся);
- Открытие районных центров дистанционного обучения;
- Собственно организация дистанционного обучения педагогов по различным направлениям, связанным с ИКТ;
- Организация обменом опытом между педагогами, включенными в работу с ДО, организация вебинаров по данной тематике;
- Централизованная помощь по вопросам технической поддержки систем ДО.
- В связи с политикой контроля качества обучения в последние 2-3 года возросла актуальность освоения учителями принципов составления тестов и компьютерного тестирования (в частности, с использованием программы «ЗНАК»).
- В связи с повышением аттестационных требований к современному учителю, в последние годы возросла потребность простых учителей научиться создавать простейшие сайты и блоги. Что касается умений в данных областях, то слушатели на конец 2011 года оценили по 5-балльной системе свои умения следующим образом:
- Создавать и поддерживать сайт: 1,95;
- Работать в скайпе, участвовать в форумах, чатах: 2,69;
- Разрабатывать тесты (для компьютерного тестирования): 2,36.
- В целом выявляются определенные приоритетные запросы. В плане их анализа показательно анкетирование по результатам проведения семинаров в декабре 2011 года.
Общее распределение ответов о желательных направлениях дальнейшего обучения представлено на следующем графике:
Самыми востребованными, с существенным отрывом от прочих позиций, направлениями являются компьютерная графика, обработка аудио-видео информации (более 40% указали).
Затем идут направления, связанные с интерактивным оборудованием и сайтостроительством (более трети указали). Следующие по рейтингу – интернет-сервисы, презентации, а также общие аспекты ИКТ-компетентности учителя (25% указали).
Опрос всех слушателей последнего полугодия несколько скорректировал данные приоритеты, повысив рейтинг презентации и выявив запрос на использование ИКТ в проектной деятельности, но в целом подтвердил выявленные приоритеты:
Думаю, комментировать тут нечего, все написано черным по белому. Только от всего этого складывается ощущение, что профессионально живешь в какой-то совсем альтернативной реальности... Наверное, это плохо, и нужно быть ближе к народу... Да-ммм...
Класс. Спасибо Юрий.
ОтветитьУдалитьТут еще имеет значение, как была сформулирована сама анкета. По-хорошему, саму анкету - в студию. И каким людям, когда и с какой целью давали ее заполнить. Тем, кто закончил какой-нибудь курс в Центре? Кто был случайно пойман на улице? Или на педсовете?
ОтветитьУдалитьПомнится, я несколько лет назад заполняла что-то подобное - народ просто ставил галочки, лишь бы побыстрей "отмазаться" от очередного формального опроса.
См. итоговую анкету в правой части http://umr.rcokoit.ru/education.html
УдалитьНа самом деле данные вполне репрезентативны, поскольку за 4 года заполнили ее не одна тысяча выпускников. Так что погрешность «дури» есть, но она не портит общей картины.
Отличный анализ - всё так и есть! Спасибо, Юрий!
ОтветитьУдалитьКлассный анализ! Спасибо! С выводами согласны - всё так и есть.
ОтветитьУдалитьДействительно, нет запроса на важные вещи, о которых учителя не имеют никаких представлений:(
(у нас тоже так, правда с запросами на созданий сайта или блога похуже будет ...)