Не так давно обсуждали с коллегой не особо получившийся проект (сейчас не хочу о нем писать). Проблема была в том, что выйдя на аудиторию старшеклассников в одной школе, мы полностью провалились в попытках говорить о серьезных вещах — из чего складывается история и зачем об этом думать. Нет, дети не кидались тухлыми помидорами, не кричали «Чо вы нас тут грузите?», наоборот — слушали довольно внимательно и доброжелательно. Но с пустыми глазами.
Размышляя о фиаско, мы пришли к мысли, которая показалась верной. В наше время КаВээНов, Камеди-Клабов, обилия постоянных скетчей и юморесок мы часто довольно успешно решаем вопрос социализации и коммуникативности ученика. Они не стесняются, легко идут на экспромт, они раскованны и в массе своей откликаются на самодеятельность. Сплясать, спеть, сыграть в капустнике — да не вопрос, элементарно! И учителя радуются, мол, вот она — социализация, легкость общения, в нашем пионерско-комсомольском детстве мы так не умели, они пошли дальше нас... Да, может быть, правда в этом есть, наверное...
Но обретя эту легкость, по-моему мы потеряли другое. Они забыли, «как важно быть серьезным». Слушать и слышать другого. Читать большие и сложные тексты, априорно не помещающиеся на 3 слайда презентации. Видеть чужой опыт и осознавать его значимость. Наконец, понимать, что бывают авторитеты, те, чьими современниками «круто» быть.
Я вспомнил об этом, когда слушал 10-минутную речь Юрия Норштейна. О военной поэзии, о современности, о творчестве и его смысле. Посмотрите обязательно.
Думаю, что сегодня очень важно в учительских блогах публиковать такие ролики. Высоцкого, Шукшина, Тарковского, Бродского, Норштейна. Сюда же относится и «Подстрочник» Лилианы Лунгиной. Чтобы было что обсуждать, о чем думать. Давайте пособираем такой материал! Это важно!
P.S. В качестве подарка держите удивительную книжку Ю. Норштейна «Снег на траве. Лекции по искусству анимации». Откуда она у меня — уже не вспомню. Но это что-то потрясающее!!! Наслаждаемся!
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Согласна, важно учить детей слушать и при этом слышать. Думать (чего им так не хочется), размышлять и сочувствовать. Вряд ли они без нашей помощи обратятся к подобным роликам. Родители точно не покажут, самим искать и в голову не придёт.
ОтветитьУдалитьЛишь бы нам в своей учительской одержимости не перегрузить блоги серьёзностью. Нас ведь только попроси — насобираем. И добьёмся вполне естественной реакции отторжения.
За подарок спасибо!
На мой взгляд, с детьми - учащимися никто и не пытается говорить в школе "по-взрослому". Во-первых, нет времени выслушать собственное их мнение из-за перегруза программ,во-вторых, сами взрослые в нашем обществе пока не научены быть открытыми и искренними (с детьми тем более). Не секрет, что многие сетевые педагоги жалуются ведь на то же - не хотят дети свои собственные мысли размещать в сети (в блогах, на сайтах), лучше взять чужие и разместить (со ссылкой даже).
ОтветитьУдалитьЮрий Норштейн говорит умные вещи, послушать которые нужно прежде всего взрослым.
ОтветитьУдалитьКонечно, такие ролики надо распространять по сети, как в свое время распространяли самиздат. Для человека творческого - это как глоток свежего воздуха.
Делитесь такими сюжетами, и за книжку спасибо :)
Этот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалитьСпасибо.
ОтветитьУдалитьСпасибо.
ОтветитьУдалитьЮрий, фильтры не пускают в ЮТУБ, ролики посмотреть невозможно, а жаль.
ОтветитьУдалить@Маргарита Валерьевна Куликова. Попробуйте из дома, там этой дури нет, наверное...
ОтветитьУдалитьЮра, спасибо большое за ролик и за пост! Полностью поддерживаю Твою идею. Стараюсь понемногу внедрять мысли ТАКИХ людей в своём ЖЖ. Норштейна продублирую у себя. А в ответ хочу поделиться примечательным интервью Дашкевича:
ОтветитьУдалитьhttp://konst-arbenin.livejournal.com/37300.html
К.Арбенин
Спасибо, Константин. Обязательно посмотрю.
ОтветитьУдалить