-->

пятница, 17 сентября 2010 г.

Мы открываем двери Клуба

Предисловие

С обучением людей на курсах всегда происходит довольно странная ситуация. Берешь людей, работаешь с ними (2-3-4 месяца), сил вложишь довольно много. Но курс заканчивается, люди получают бумажки и... растворяются. Идут в школу, может, некоторое время и пробуют что-то новое, но в массе своей вскорости возвращаются к тем же форматам деятельности, которые у них были раньше. Получается как бы работа «в ведро», КПД в большинстве случаев нулевой.

Так, в течение 4-х лет я провел 8 групп учителей литературы — это около 150 человек. Да, некоторые после курсов стали активнее использовать ИТ, но их все равно немного. Пробовали пару раз делать для выпускников семинары и им что-то новое рассказывать — по разным причинам не пошло дело. Но думать продолжал... И вот до чего дошел.

Теория

Курсы повышения квалификации, если под ними понимать некоторое количество очных встреч, где дается новый материал и формируются какие-то умения, сами по себе никому не нужны. Уж в области ИТ точно. Кто хочет — кнопочки и сам научится нажимать. Сложнее вопрос: ЗАЧЕМ эти кнопочки нажимать? И тут смысл появляется другой — как сделать так, чтобы человек начал думать по-другому, как изменить в чем-то его методику, как его взгляд на себя и предмет повернуть. Хороший курс обучения всегда, на мой взгляд, должен посягать на то, чтобы «в голове тумблер щелкнул». Сформулировал это так: «Обучение оправданно лишь тогда, когда у ученика появляются новые смыслы и идеи. Собственные». Получалось ли это у меня — не мне судить, могут комментаторы написать...

Но курсы кончаются. Защищаются итоговые работы, люди расходятся и... остаются белыми воронами в своих школах (не раз слышал, что окончание курсов и стремление работать по-другому у многих вызывало неприятности). Есть те (и немало), кто хотел бы продолжать. Но Где? Как? Когда?

С весны планировал, теперь могу выйти с инициативой, которая постарается ответить на эти вопросы.


Клуб

С этого месяца в Санкт-Петербурге в Региональном центре оценки качества образования и информационных технологий (РЦОКОиИТ) начинает работу постоянно действующий Клуб (можно назвать семинаром или лабораторией) с пока условным названием «Веб-технологии в образовательной практике». Периодичность проведения клубных встреч — один раз в месяц. Что эта инициатива будет собой представлять?

Во-первых, приглашаются люди, которые хотят работать, пробовать, думать, обсуждать, а не только слушать. У меня нет цели как бы продолжать курсы и каждый месяц рассказывать про новые сервисы, инструменты. Клуб — место встречи единомышленников, экспериментирующих в новой, интересной области. Поэтому приглашаются обязательно активные участники. Очень хотелось бы, чтобы в интервале между семинарами участники пробовали в своих школах работать с этими инструментами. Чтобы декларативные идеи становились реальностью.

Во-вторых, хотя двери и открыты для всех, но в первую очередь я приглашаю выпускников своего курса «Современные интернет-технологии в образовательной практике». Связано это исключительно с тем, что на этих встречах не будет объясняться, как закачать картинку в Picasa, где можно разместить презентацию и что такое облако тегов. Это я делал на курсе. Теперь давайте на основе этих знаний заниматься практикой: выносить работу в класс, пробовать в школе, получать какие-то результаты, а потом встречаться, обсуждать, консультироваться и делиться друг с другом — что получилось, а что нет. Если учитель и без моего курса ориентируется в современных сервисах — отлично! Тогда добро пожаловать! Но тратить время на совсем очевидное совершенно не хочется. Есть куда двигаться дальше!


Что делать?

1. Мы будем возвращаться к изученным сервисам, более глубоко рассматривать их функционал, проектировать новые сценарии практического использования.
2. Мы будем рассматривать новые сервисы, совместно думать над их использованием.
3. О своем опыте работы мы будем писать (в блогах или иной удобной среде) — чтобы эти приемы не пропадали, а становились достоянием наших коллег — дабы не изобретать одни и те же «велосипеды».
4. У нас должно получится очно-сетевое сообщество тех, кому интересно работать в этом направлении.

Со временем попробуем приводить (привозить) на семинары известных людей, имеющих другой опыт, другой взгляд. Идеи некоторые есть, но пока промолчу.

И еще. Мне очень бы хотелось постепенно минимизировать собственные выступления в Клубе. Я хочу дать говорить другим, чтобы Клуб был не местом, где можно «опять послушать Ю.В.» (не вижу особого смысла), а подиумом, на который может выйти каждый: рассказать-показать-услышать-проконсультироваться.

Регламент.

Первая встреча состоится в пятницу, 24 сентября, в РЦОКОиИТ (Вознесенский пр., д. 34А, аудитория 46, 4 этаж) с 16 до 20 ч. Так как я совершенно не представляю, какое количество человек может придти (5 или 50), то поступим так.

46 аудитория — обычный компьютерный класс с 11 стационарными компьютерами (включая «учительский»). Если планируете придти — отметьтесь в комментариях или напишите мне письмо. Комментарии предпочтительнее, т.к. все сразу видят количество и состав участников. Первые 10 человек приходят и садятся за стационарные машины. Остальные приходят со своими ноутбуками, в которых есть WiFi-модуль. WiFi у нас работает довольно неплохо.


Я отправляю ссылку на этот пост всем своим слушателям.

О том, что конкретно планируется на встрече 24 сентября — напишу в начале следующей недели. Пока с трепетом жду комментариев.

P.S. Собрания Клуба планируется писать на видео с последующей обработкой и выкладыванием в Интернет.

Прошу авторов образовательных блогов распространить эту информацию. Заранее благодарен.


Комменты в «Живой ленте»

40 комментариев:

  1. Вы будете публиковать материалы Ваших курсов? Очень хотелось бы познакомиться, но непитерским-то к Вам не попасть, а жаль...Дистанционного обучения у Вас случайно нет?

    ОтветитьУдалить
  2. Юрий Владимирович!
    Спасибо за приглашение. Обязательно приду!

    ОтветитьУдалить
  3. С утра с классом в Петергофе, к 16 не успею,
    приду с опозданием.

    ОтветитьУдалить
  4. Если ничего не случится, то приду. Спасибо за приглашение.

    ОтветитьУдалить
  5. 2Смирнова Татьяна. Да, конечно. Все материалы после проведения — в блог и попробуем фиксировать на видео. Название моего блога видели? То-то :-)

    ОтветитьУдалить
  6. Спасибо за приглашение. Постараюсь — но пока не могу обещать.

    ОтветитьУдалить
  7. Да, это мне интересно. Сложно со временем, но попробую подстроиться...

    ОтветитьУдалить
  8. Спасибо за приглашение.Это интересно, хочется попробовать, не смотря на нехватку времени постараюсь продолжить освоение ИТ.

    ОтветитьУдалить
  9. Трое будут точно, пятеро - возможно, а это значит, что четвёртый комп за мной.
    Это была отличная идея - открыть ... клуб.
    До встречи!

    ОтветитьУдалить
  10. Постараюсь быть. Если буду, то буду с ноутом

    ОтветитьУдалить
  11. 2Элеонора Артуровна. «Трое будут точно, пятеро - возможно» — не понял. Кто эти трое, которые пятеро?

    ОтветитьУдалить
  12. Я по комментариям подсчитала (см. выше).

    ОтветитьУдалить
  13. Я рада,что идея, которую так много раз обсуждали, воплощается! Что касается дня и времени проведения, конечно, это выбор организатора клуба, но расписание каждого из нас уже улеглось и менять что-то будет чрезвычайно сложно. Мне очень жаль, но именно в этот день меня не будет в стране. А встречи всегда будут по пятницам?

    ОтветитьУдалить
  14. 2Элеонора Артуровна. Я все же ожидаю больше.

    ОтветитьУдалить
  15. 2elena.romochkina. «А встречи всегда будут по пятницам?»
    Пока сказать не могу, но первая встреча — так. Дальше — будем посмотреть.

    ОтветитьУдалить
  16. "Пятница, 13-ое?" ...Надеюсь, что получится. Но вот извини - без ноутбука. Не обзавелась пока что, так как надобности нет.

    ОтветитьУдалить
  17. Рада, что встречи единомышленников все-таки будут!!! Постараюсь и я быть! :-)

    ОтветитьУдалить
  18. Спасибо за приглашение. Приду. Но ноутом пока не обзавелась (

    ОтветитьУдалить
  19. А чего мне письмо на почту не прислали? Узнавай тут через вторые руки! :)) (Пардон, ЖЛ не читаю после того, как в ней появилось 30 постов сразу - я столько инфы не умею перерабатывать).
    Если позволите, приду в 18.00, раньше - вряд ли. Без ноута, на шармачка.
    та самая культиасова

    ОтветитьУдалить
  20. 2Галина. А вторые руки — это по радио объявляли? Сорри, отправлял письма группами. Как Ваш контакт исчез — сам не знаю. Схитили, наверное.

    ОтветитьУдалить
  21. хочется прийти, но мне пока нечем похвастаться.

    ОтветитьУдалить
  22. Спасибо за приглашение. К сожалению, быть не могу. До октября сама веду курсы каждый день.

    ОтветитьУдалить
  23. Есть подозрение, что я уже не вмещаюсь за стационарные компьютеры, если местечко еще есть, оставьте его за мной, так как я точно буду! Но, нетбук я с собой на всякий случай принесу.

    ОтветитьУдалить
  24. А можно заявку на темы (не обязательно для первой встречи, для любой)?
    1. Иерархия Веб 2.0 сервисов в практике работы учителя. Проблема в том, что многие из сервисов позволяют ставить ссылки друг на друга - возникает путаница и дублирование одной и той же информации, своего рода беготня по кругу, то есть я читаю пост в ЖЖ, потом вижу на него ссылку в ЖЛ и т.п.
    2. Френдфид - смысл, что дает?
    3. Чтение ЖЖ через RSS-канал - в чем преимущество? И вообще возможности RSS-каналов мне кажутся не вполне усвоенными.

    ОтветитьУдалить
  25. 2Галина. В общем, у этих самых мысли сходятся... Ну этих... В общем, Вы поняли.
    Про п.1 не очень понял. 2 будет обязательно (чуть позже)
    А про 3 — это отдельно. Потому что как разные сервисы увязываются с GoogleReader`ом и что вообще в нем можно делать — это чудеса!!!

    ОтветитьУдалить
  26. Скорее всего ДА. Но ноута нет.

    ОтветитьУдалить
  27. По поводу тем.
    1.Мне тоже очень хочется навести порядок в мозгах (моих) и в блогах (моей школы) в части новостей, которые там (в богах) появляются и должны появляться.
    2. Как вести электронную тетрадь для ученика, чтобы там не было лишнего, а нужное - было. Это блог ученика, а учитель туда пишет? Зачем учителю писать много раз одно и то же? Или это блог учителя, а учащиеся пишут комментарии - тоже не очень хорошо, в комментариях нет тегов...
    3. Теги очень хороший инструмент, по ним отлично составляется содержание блога. Нужно как-то заготавливать шаблоны тегов при работе с учащимися, что ли?
    Извините за сумбур... Это я пытаюсь выстроить блогинг старших учащихся :))

    ОтветитьУдалить
  28. Юрий Владимирович, спасибо за приглашение. Постараюсь примкнуть к вашим рядам. А можно приходить на Ваш курс для начинающих? Когда Вы его проводите? Мне хотелось бы наверстать неусвоенное, ведь я была недостаточно радивой слушательницей - не хватает знаний и умений. Увы, честно признаюсь.

    ОтветитьУдалить
  29. Юра, как насчет доклада про твиттер + powerpoint?
    В смысле я готов сделать.
    Или предполагается только обсуждения тех сервисов, что Вы учителям на школе давали?

    ОтветитьУдалить
  30. 2irina640. Электронная тетрадь — тем интересная. С этим работает информатик из 548 школы Ольга Пивненко. Посмотрите: http://eelmaa.blogspot.com/2010/05/blog-post_05.html
    К теме тегов и практике их организации вернемся обязательно. Сам собирался.

    2Светлана. Вам — всегда можно. Занятия по вторникам с 16. Но с собой нужен ноутбук. Приходите!

    2shperk.ru
    Твиттер как тема очень интересует. Для меня его осмысленное использование в образовании пока загадка. В пятницу обсудим и наметим темы на будущее. Мы же раз в месяц будем встречаться, так что время будет.

    ОтветитьУдалить
  31. Я смогу, к сожалению, только к 18 часам - надеюсь, что меня пустят (:-)

    ОтветитьУдалить
  32. обстоятельства
    не смогу прийти...
    очень жаль...

    ОтветитьУдалить
  33. Добрый день! К сожалению не смогла быть, надеюсь на встречу в октябре

    ОтветитьУдалить
  34. 2Ирина Афанасьева. Приходите! Ждем.

    ОтветитьУдалить