-->

четверг, 14 мая 2015 г.

Детский сад как осмысленное пространство

По ссылке +Марии Смирновой посмотрел замечательный TED «Самый лучший детский сад в мире» (автор Такахару Тезука).



Замечательными показались следующие наблюдения.

1. Не надо строить перила и ограждения, искусственно ограничивающие пространство ребенка. Он должен попробовать подойти к краю, возможно, даже упасть за него. А вот там уже нужно натянуть сетку, обеспечивающую безопасность. В чем разница с перилами? Принципиальная! Одно дело — жить в условиях ограничений, запретов и изначально пресеченных попыток и экспериментов. Ведь «низзя» — это столь удобно и мало затратно. Другое — дать свободу, но при этом думать, как сохранить жизнь и здоровье. Строить стены — слишком просто. А вот создать пространство, в котором есть определенная потенциальная опасность и она рассматривается как средство для саморазвития и объединения детей — это сложнее.

2. Конечно же, openspace. Класс, кружок, учебная ситуация конструируется здесь и сейчас. Есть много деревянных ящиков, которые создают пространственный кейс, а по его окончании он оказывается не нужен и разбирается. Создали — разломали до следующего раза. Умение самостоятельно создавать пространство — важный навык. И на крыше можно сидеть, свесив ноги вниз, почему нет? То есть нет изначально заданного функционала места, его использование окказионально. Как идея — понятно, но нечасто можно видеть грамотную реализацию.

Очень интересная 7-этажная пристройка высотой в 5 метров (хронометраж — с 6.30 мин по 7.45) Есть пространство, по которому интересно передвигаться, выбирать маршрут. Которое интересно использовать самыми разными способами, которые можно придумать, но те, что не закладывали разработчики. Хорошая среда предоставляет вариативный выбор ее использования (почему, кстати, были так популярны в свое время головоломки Рубика!) Опять же, для детской привлекательности она должна быть дозированно опасной.

3. Никогда не думал о круге. Откуда вышел — туда и пришел. В такой конфигурации лучше всего реализуется принцип самостоятельной занятости. То же самое можно часто встретить в музеях: есть круговой проход по экспозициям: люди движутся как бы самостоятельно, но в своем темпе, есть порядок, но нет ощущения запрограммированности.

4. Вообще у нас в образовании часто игнорируется вопрос о перемещении в пространстве, он как бы решен изначально: можно передвигаться от места к месту, само движение не наделено смыслом (как переход из класса в класс) и просто занимает время. Попытки решения этой логистической проблемы всегда интересны.

Помню, увидел как-то у путешественника Сергея Доли необычный вариант, как можно из номера отеля попадать в бассейн:



Другой вариант оригинального решения, как с пользой перемещаться по территории, мне встретился в 1998 году на институтских военных сборах. Из казарм нас водили в столовую, располагавшуюся не так далеко. Но путь ведущий прокладывал так, чтобы солдаты пробегали полосу препятствий с использованием бревна, стенки, брусьев, турников. Трехразовое питание, сходить и вернуться, т.е. минимум 6 раз в день ежедневно мы проходили этот маршрут. Как результат — все довольно сильно поздоровели и «окультуристились». А если так поступают солдаты 2 года подряд?

В общем, это явно недодуманная, но потенциально очень интересная педагогическая история.