-->

пятница, 3 июня 2011 г.

О торрентах бедных замолвим?

Некоторое время назад в который раз говорил с учителями насчет того, откуда в Сети берется контент. Понятно, что во многих случаях с mp3 худо-бедно можно разобраться: Яндекс и «название песни mp3 скачать» + пробиться через доставучую рекламу. А вот что с видеофрагментами делать? Многое, конечно, уже есть на YouTube, но под свои задачи хочется обработать по-своему (вариант выкачивания FLV-роликов, их конвертации в AVI, обработки в редакторе и повторному закачиванию на YouTube сравним с интимом вниз головой, стоя, в гамаке — тоже можно, но как-то знаете ли...). Что-то часто отдаю свое — на дисках, на флешках, но так или иначе отвечаю нередко: «На торрентах надо посмотреть». И недоуменный взгляд: «А что это? А расскажите на занятии (на Клубе)».

Долгое время я уходил от этого разговора, отмалчивался. Потом подумал: зачем? По рейтингу главный русскоязычный трекер RuTracker.ORG находится на 16 месте самых популярных сайтов Рунета. Освоить работу с этим протоколом пользователь весьма средней квалификации способен по очень подробному вики-сайту, где есть описание принципов работы трекера, сборник видеоуроков или краткий курс молодого торрент-бойца. При желании — вопрос на вечер.

При этом практически ни на одном образовательном блоге (а уж на официальном сайте — Боже упаси!) в жизни не встретишь ни одной ссылки на торренты. Интересно, почему? Напрашивается три ответа:

— никто ничего не слышал (сомнительно);
— все делают вид, что это жуть как неприлично (скорее всего);
— что об этом говорить, когда всё всем известно (тоже правда, но, видимо, не всем).

Торренты как бы под стать порнографии — об этом все знают и на каждом углу натыкаются, но упоминать в приличном (со-)обществе — моветон. Отвечаем сразу. Торренты — это только сетевой протокол распределенной передачи файлов (хоть в Википедии посмотрите). Инструмент и только. То же можно сказать про нож, которым можно и колбасу порезать, и пырнуть кого-нибудь. Или про бенгальские огни — и радость новогодняя, и пожар. То есть сам инструмент ни плохим, ни хорошим быть не может.

То, что в большинстве случаев при помощи этого инструмента распространяется контрафакт — контент, на который кто-то имеет права — тоже вопрос непростой. Даже очень сложный. Во-первых, в цифровом мире само по себе понятие объекта авторского права несколько отличается от прежнего понимания. Все знают, что оригинал «Мона Лизы» — бесценный шедевр человечества, она одна-единственная, но у нее есть миллионы копий. Которые, конечно, ценности не представляют. А изначально цифровой объект (картинки, программа) — при ее копировании мы что получаем: такой же шедевр (битик в битик!) или поделку ремесленника?

Кроме того, торрент-трекер очень сложно привлечь к юридической ответственности, т.к. объекты контрафакта непосредственно на нем не находятся. Файлы для обмена лежат на компьютерах пользователей (коих миллионы), а трекер — просто «место встречи» отдающих и принимающих. Неслучайно в 2009 году был громкий (на весь мир!) судебный процесс над авторами крупнейшего трекера PirateBay (очень рекомендую прочитать статью Алексея Поликовского «Крестовый поход детей» и его же книгу «Пиратская бухта. Последний берег утопии», посвященные этому процессу). И если бы все было так просто и держатели трекеров были бы обычными ворами, скорее всего, не было бы такого масштабного общественного резонанса (посмотрите статью «Судебный процесс над основателями The Pirate Bay»). Краткий итог: подходить к объектам авторского права XXI века с юридическими мерками XX и даже XIX века сложновато.

С авторскими правами сегодня возникает масса запредельно анекдотических ситуаций. Все помнят, когда музыканты "Deep Purple" незаконнно исполняли собственные песни, не заплатив себе. А ветераны пели военные песни, забыв про авторские отчисления, и РАО сразу же прискакало с судами. Никите Михалкову как самому главному в РОСП разрешили получать отчисления «на культурку» с чистых носителей. В декабре 2009 года было опубликовано открытое письмо в ГосДуму с идеей перевода в общественное достояние (наподобие лицензии Creative Commons) произведений, созданных в советское время. Михалков с Эрнстом, конечно, сразу же стали писать Медведеву громкий ахтунг.

Такая же ерунда происходит в Сети из книгами. История из серии «правая рука не знает, что делает левая». В 2004 году «Библиотека Мошкова» стала победителем «Премии Рунета» — наиболее авторитетного конкурса (учредитель — Федеральное агенство по печати и массовым коммуникациям РФ). В том же году суд обязал Максима Мошкова выплатить небольшую сумму по иску одного из авторов, чьи произведения были размещены на страницах ресурса без согласования. А в 2005 году Роспечать выделила грант в 1 млн. рублей «Библиотеке Мошкова» — с позиции государственного органа это выглядит как признание этого веб-ресурса в качестве культурной реалии, а не полулегального хранилища текстов. Это как?

Все это, конечно, происходит из-за полной путаницы в области права. Не хочу в силу образования (точнее, его отсутствия в этом вопросе) браться за комментирование, но кому интересно — читаем Гражданский кодекс РФ от 18.12.2006 N 230-ФЗ - Часть 4. Глава 70. Авторское право. Там есть очень интересная Cтатья 1274. Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях:

Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования <...> использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью.

Но вернемся к торрентам. То, что многие авторы по собственному желанию бесплатно выкладывают свои произведения в Сеть — не новость (взять хотя бы мошковские «Самиздат» или «Музыкальный хостинг»). Можно возразить, что так делают только никому не известные графоманы и акыны, разучившие три аккорда — неправда: «Несчастный случай» все свои альбомы выложил в Сеть, «Аквариум» с последним альбомом повторил тот же опыт. На Rutracker.Org в новостях также постоянно можно увидеть множество авторских раздач: программ, музыкальных альбомов, даже фильмов. Некоторое время назад я делал раздачу по личной просьбе автора. Авторы понимают, что сегодня «удержать в кармане» что-то невозможно, а более чем 9-миллионная бесплатная аудитория (см. статистику в самом низу главной страницы трекера) — прекрасный шанс заявить о себе.

А как же только выходящие на экраны фильмы или новые книги, которые создателям надо окупить? Практика показывает, что в этих случаях администрация трекера постоянно сотрудничает с правообладателями и оперативно закрывает по их требованию раздачи современных фильмов-музыки-книг. Вообще рекомендую почитать ответы администраторов трекера в довольно старом интервью, где есть многие ответы на вопросы.

Важно понимать, что сегодня торрент-трекеры — это не только и не столько распространители контрафактного контента, сколько агрегаторы контента культурного. Где вы при всем желании найдете полные фильмографии Бунюэля, Куросавы, Тарковского, Сокурова или Феллини? У меня есть серьезные сомнения, что любители такого кино ездят на "Infinity", имею собственные яхты и получают достаточно, чтобы купить все это на дисках. Но даже при желании это купить — простите, а кому идут эти деньги — авторам и их наследникам или посредникам типа государственного РАО или михалковского РОСПа? Все крики об интересах правообладателей исходят в большинстве случаев не от авторов, а от посредников (так по всему миру — см. раздел «Истцы» в уже упоминавшейся выше статье про PirateBay).

Та же ситуация и с отечественными мультфильмами, которые многие из сегодняшних родителей смотрели в детстве и хотят показывать своим детям. Мультики были выпущены в советское время, в ныне несуществующей стране, а продают их люди, никакого отношения к их производству не имеющие. Простите, вот кто такой «Крупный план», который значится дистрибьютором этого товара? Мне почему-то кажется, что сами авторы этих мультфильмов предпочли бы в настоящей ситуации, чтобы их работы смотрели дети, а не продавали коммерсанты. Что-то я сомневаюсь, что Норштейн не знает, куда девать мильёны от продаж «Ежика в тумане»...Тот же разговор можно продолжать и про авторскую песню, и про много еще что.

Еще одной особенностью торрентов является уникальность контента. Очень многое просто нигде больше не найти, кроме как на трекерах. Например, существует очень большой пласт культуры (не побоюсь этого слова) — собственные оцифровки отечественного рока. Это записи, сделанные когда-то на аналоговые носители (бобины, кассеты), сегодня для ценителей являющиеся раритетами. Не спасти это, переведя в «цифру», означает навсегда потерять. И множество людей сегодня достаточно профессионально этим занимается.

Иногда при всем желании то, что ищешь, купить невозможно. Бывает так, что в России на DVD кино (мультик, спектакль) не выходили. Вот пример. Помню, как меня поразила раздача «Ада» — первого итальянского полнометражного фильма 1911 (!!!) года. Или известный в мире, но никогда не переводившийся на русский язык 9-часовой фильм о Холокосте «Шоа»: автор раздачи сам перевел фильм на русский, сделал к нему субтитры и выложил в свободный доступ. На сегодня его скачали 2300 раз. Можно еще упомянуть раздачу, содержащую 329 номеров журнала «Советское фото», которая постепенно пополняется — уже усилиями сообщества на Rutracker. Это уже не пиратство, а культуртрегерство. Где и за какие деньги вы все это купите?

Вернемся к началу разговора. Качать или не качать — дело личное. Учить на курсах учителей пользоваться торрентами не буду — не потому, что неприлично или из ложного ханжества, а нечему тут учить: голая технология без какой-либо методической подложки. Действовать всегда и всюду по закону у нас в стране не получится: проиграл в классе мелодию — придет красавец из РАО за авторскими отчислениями; утащишь из Яндекс.Картинок рисунок для презентации — please на нары. Но при этом все эти запреты — не повод чтобы не показать ученикам картины Эрмитажа, коллекцию Лондонской Национальной галереи или иллюстрации Гюстава Доре. Правда?

P.S. Сразу же отвечаю крикунам, которые напишут, что я тут всех разом плохому научил. Так и есть. Теперь будет ссылка, куда отправлять всех вопрошающих: «А что такое торренты?» А кто научиться — с теми на нарах встретимся и будем через стенку перестукиваться.