-->

воскресенье, 26 мая 2002 г.

Для чего работать в школе?

Мысль дня: для чего учитель работает в школе? (почему вопрос возник сегодня - см. ниже) Вопрос этот отнюдь не риторический. И однозначный ответ на него дать трудно, хотя каждый хоть в некоторой степени должен отдавать себе в этом отчет. Его отсутствие - признак либо наплевательского отношения к себе самому как профессионалу, либо дурака, которого вообще не особо волнует, почему он что-то делает.

Не желая быть ни тем, ни другим, все-таки попытаюсь сформулировать.

Впервые я задался таким вопросом на самом первом году своей работы в школе. Было это осенью 1997 года. Прихожу как-то к другу (мы с ним учились в школе в параллельных классах), а у него мой приход случайно совпал со встречей одноклассников и классного руководителя. Хоть я и был здесь лишним, но все же остался. Класрук - мужчина, вел у них с 5 по 11 класс английский, причем человек был достаточно колоритный для середины 80-х гг: играл после уроков с детьми на составленных вместе партах в пинг-понг, мог дать неслабый подзатыльник, ходил с ними в походы, курил на уроке в окно класса. Неоднозначный человек, одним словом, да и не самый простой. Как они его ненавидели тогда! До слез!

Но вот проходит время (после окончания школы - 5 лет), все уже практически закончили институты, работают - кто в мэрии, кто в бизнесе, кто на госпредприятии, а кто и вовсе бандитом стал. Разный народ, одним словом. Не буду описывать радость встречи одноклассников, это и так понятно. Меня поразило другое: безграничный и бесконечный ПИЕТЕТ бывших учеников перед бывшим учителем. Всеобщее состояние выразил один парень, сказавший: "Мне бы хотелось поднять этот тост с признательностью, благодарностью и извинением Вам за нас, тогдашних, от нас сегодняшних".

Это была поистине великая минута! Ради таких минут, я понял, учителем быть стоит. Если когда-то в твой адрес произносятся такие слова - значит многое в этой жизни ты делал не зря.

Еще помню фразу, которая явилась напутствием, сделанным мне моим институтским преподавателем, к которому я до сих пор испытываю глубочайшее уважение. Он сказал:
"Если после 7 лет работы (5-11 классы) из выпущенного тобой класса останется хотя бы один ученик, который сможет тебя назвать Учителем с большой буквы - значит все эти годы ты проработал не зря".

Наверное, в комплексе этих двух фраз, этих двух установок я и представляю себе ценность работы школьного учителя. Возможно, мне повезло, так как после 5 лет работы у меня уже сейчас есть ученики, которые (я это доподлинно знаю) такие слова могут произнести в мой адрес. После этого вопрос о том, что такое профессиональное счастье, может быть снят. Но вернемся ко дню сегодняшнему.

Недели две назад нам с женой позвонили наши первые ученики. Мы их учили всего один год (я - литературе, Катя - русскому), 5 класс, после которого были вынуждены уйти из школы по причине конфликта с администрацией. Дети в этом году заканчивают 9 класс и в день выпускного хотели видеть всех учителей, которые их когда-либо учили. И нас пригласили. В итоге оказалось, что из ряда "одних из..." мы, придя, стали "самыми". Оказалось, что несмотря на краткий срок нашего общения, все последующие годы они в той или иной степени оценивали остальных учителей по нашему критерию. И сегодня они настолько дотошно и
отчетливо помнят все, что было более 4 лет назад, что в непрочности понятия "детская забывчивость" я усомнился многократно. Естественно, было более чем хорошо, легко общаться, они изменились просто до неузнаваемости (я долго думал, кто же передо мной стоит). Многие ушли из школы, но даже по отдельным репликам становилось понятно, что все последующие годы ТОТ ГОД дети помнили очень отчетливо. То ли им сравнивать было не с чем, то ли еще по какой причине.

Итог сегодняшнего общения было однозначным - мы действительно почувствовали себя Учителями, на которых ученики смотрели с благодарностью. Я как будто вернулся из очень хорошо проведенного отпуска, появился такой душевный и физический подъем, что
я, традиционно по-майски вымотанный в конце учебного года, хоть сегодня готов начинать с новыми силами учебный год. Ради такого стоит жить. "Учитель-ученик" - плохое в отношениях забывается и уходит, остается только хорошее, которое со временем перерастает в вечное.

P. S. Этот текст был написан 26 мая, а 21 июня он получил неожиданное продолжение. Написал питерский кларнетист Владимир, сейчас работающий в Мексике. Письмо это с его разрешения я привожу полностью:

Добрый день!

Прочёл Ваш текст "Для чего работать в школе?" и вспомнил собственную историю.

По професии я музыкант - окончил Санкт-Петербургскую консерваторию, в дипломе имею две квалификации: "солист оркестра" и "преподаватель". После окончания консерватории сразу пришёл преподавать в лицей при консерватории, который сам когда-то окончил. Мои взаимоотношения с моими коллегами-педагогами, у которых всего шесть лет назад учился сам - тема отдельного рассказа.

А вспомнился мне мой ученик - Саша, один из моих первых. Разница в возрасте минимальная: мне 25, ему 16. Из-за этого, а может быть и из-за того, что всегда считал учеников младшими коллегами, которые просто меньше знают и умеют, отношения сложились очень доверительные. Я был посвящён во все подробности развития его первых юношеских влюблённостей, его отношений с другими педагогами и учениками и т.д.

Прошло десять лет. Саша окончил лицей, окончил консерваторию. Волею судьбы мы стали вместе работать, в одном оркестре. И однажды я предложил ему: "Саша называй меня на ты - всё-таки прошло много времени с тех пор, как ты у меня учился, теперь мы оба взрослые люди, и вообще, в нашем театре есть традиция: называть коллег на ты вне зависимости от возраста." И тут он сказал фразу, запомнившуюся мне навсегда: "Владимир Валерьевич, могут быть бывшие ученики, но не бывает бывших учителей. Я никогда не смогу назвать Вас на ты!"

Вот так!

Удачи! Владимир http://klarnetism.narod.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий