Слушал лекцию Андрея Скворцова «Лекция как моноспектакль». Зацепила даже не сама лекция, а вступление к ней. В двух слова: рассказчик становится молодым отцом, по выходным он гуляет с коляской о 4-5 часов, надо чем-то заняться. И он стал слушать лекции — Радзинского, Андронникова. И обнаружил, что хороших лекций, в общем-то, немного. И сформулировал это как проблему.
У меня тоже не так давно была «гулятельная» проблема. До мр3-лекций я как-то недосообразил. Выходил из положения так: когда контент коляски утихомиривался, я закатывал четырехколесный болид в садик, садился рядом на скамейку и читал с телефона. Как аккумулятор садился — упс, пора идти домой! Проблема заострялась зимой — листать руками без перчаток экран было холодно. Но тяга к знаниям была сильней!:))
Но все же о лекциях. В последнее время очень многие (и я сам в том числе) в разных контекстах утверждают: лекция умерла, читать лекцию — история педагогики, а мы ведь все такие современные!, легче кликнуть и найти в Википедии, чем полтора часа слушать чью-то субъективную интерпретацию... Доводы можно продолжать. Но после мысли А. Скворцова «нет хороших лекций» я задумался.
Что сразу вспоминается? Я обожаю на ходу слушать «Все так» с Басовской и Венедиктовым, филологу в анамнезе очень нравится «Прямая речь» Д. Быкова, являясь воинствующим атеистом, тем не менее периодически люблю послушать «хитрую бестию» (Калугин©) Кураева, с удовольствием слушал когда-то читанные и многократно просмотренные лотмановские «Беседы о русской культуре». Пробовал лекции Мамардашвили «c уха взять» — нет, очень сложно. В общем-то, и все.
Подумалась занятная мысль. Какими возможностями информационного потребления мы владели раньше, в доплеерно-смартфонно-планшетную эпоху? Только чтением. В транспорте, на отдыхе, в обычные дни, отводя для этого специальное время. Теперь почту и новости читаем за столом и в метро, на ходу можно слушать mp3 (имею в виду не музыку, а что-то нарративное). Недавно обнаружил, что кино можно на даче смотреть на смартфоне через 3G во вполне приличном для такого экрана разрешении в 360р. Информация потребляется без перерывов. Хорошо это или плохо — не скажу, но изменение радикальное.
Но вернемся к лекциям. Очевидно, что лекция вчера и сегодня — это две сильно разные вещи. Мы все помним институтские лекции — с обязательным личным присутствием, с разными риторическими моделями разных лекторов. Но одно дело — присутствовать самому, а совсем другое — слушать лекцию постфактум: мне кажется, что во втором случае градус интереса будет много более низким. Пример: хорошие аудиокниги сродни постановкам, в которых есть не только речь диктора — грамотная, правильная, с поставленным голосом — но и музыкальные вставки. То есть отчужденная лекция обязательно должна представлять собой в какой-то степени спектакль, иначе скучно.
Помните, пару лет назад интересной затеей казались подкасты? В массе случаев увлечение в Рунете обернулось пшиком, потому как скачивать, слушать или специально заливать в плеер — все это сложно, легче ограничиться текстом. Из успешных подкастов могу вспомнить только гребенщиковский «Аэростат», но там и автор уникальный, и тематика единичная и для жанра очень подходящая, да и к 472 выпуску стало сильно скучно.
Резюмируем. Хорошего повествовательного аудиоконтента мало, старые форматы не работают, а каждый звукорежиссером быть не может. При этом запрос в этом жанре определенно есть, т.к. «занимать уши» в пути или при совершении рутинных операций хотели бы большое количество людей, склонных к саморазвитию. Как реально (не ради бантика) работать с подкастингом в образовании — не знаю.
Вот хотел бы вы, например, чтобы посты этого блога были начитаны, а не написаны? Вряд ли, текст прочитать проще. А зачем нужен голос, если есть текст?
А вы что думаете?
P.S. Кстати, а что развивательное слушаете вы? Поделитесь.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий