Так получилось, что за последние полтора месяца мне посчастливилось удалось посетить чуть менее десяти городских мероприятий, связанных с интернет-образованием. На большинстве выступал. Не хочу вдаваться в конкретику — где-то встречи были приличными, где-то ужасающе бездарными. Не суть. Но на каждой такой встрече была так называемая пленарная часть. И это кошмарно.
Зал. Трибуна. Презентации, презентации...
Кто выступает? Кого по каким-то причинам пригласили организаторы. Почему именно их? Что они говорят? Одно из двух. Либо обнаученный бред (услышал как-то шикарнейшее: «Мы, ученые, идентифицируем парадигматическое смещение от монологического влияния педагога к опытному моделированию ученической интериоризации» — схватил ручку и немедля записал). Либо рассказывают о своем ««««««опыте»»»»»» (шесть раз поставил в кавычки). «Опыт» заключается в том, что:
Им говорят, что у них 7 минут на выступление, поэтому на 12-й произносится: «Но об этом я скажу чуть позже». Ведущий кхекает, стучит указкой, они обижаются, комкают все выступление, сходят с амвона расстроенные. Презентации перенасыщены графиками, которые не видны, слайды испещрены текстом, шаблоны — первые, что попалось на глаза в PowerPoint`2003. «Ой, я так волнуюсь» — иди попей валерьянки, а потом приходи.
Я мечтаю кидаться помидорами. Вставать и и кричать: «Не умеешь выступать — пошел нафик!», «Перечислите хотя бы три отчетливые мысли, которыми вы будете усыплять нас следующие 30 минут», «Ну почитайте хоть что-нибудь перед тем, как выходить и рассказывать о своем как бы опыте», «Это я уже слышал в 1999 года в курилке сельской школы», «Перед тем, как что-то считать — вам лет десять надо читать профпериодику и хоть какую-то литературу по теме».
Вчера после очередного мероприятия спросил очень хорошую, толковую коллегу, настаивавшую на полезности этого времяпрепровождения:
— Вот что вы лично вынесли из этих двух часов?
— Ну что в школе ХХХ внедряют YYY.
— А сами прочитать об этом не могли?
— Так они не пишут, сайта у них нет, блог не ведут.
— Значит они не заинтересованы в распространении информации.
— Они об этом на семинарах рассказывают.
— Ааааааааааааааааа!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Я злой? Конечно. И не толерантный. А уж насколько нетерпимый, что и говорить нечего. Но я мечтаю запретить пленарки как класс, в любой возможной форме. Собрал аудиторию — работай с ней. Все, что надо, можно сказать за 5 минут. Нарисовал 20 слайдов — выкини 18, один оставь, а на еще одном пойми, что все сказал на первом.
Я очень хочу узнать о веб-сервисе, который бы выводил на экран в реальном времени диаграмму ощущений аудитории: люди коннектятся в один аккаунт выступления и прямо здесь голосуют «интересно / неинтересно». Если рейтинг в какой-то момент падает ниже 20% и не поднимается выше целую минуту — презентация автоматически выключается. Ау, друг, ты тут не нужен, иди домой! Научишься сносить крышу аудитории, а люди будут радоваться, что они тебя слушают — приходи. А остальное мы и без тебя прочитаем. Давайте подумаем, как это можно сделать, а?
У меня был один раз (жалко, что один) опыт участия в печа-куче. 20 слайдов, 20 секунд на каждый. Я с первого раза не вписался, говорил чуть больше 7 минут (по правилам положено 6:40). По окончании этой гонки я был как выжатый лимон, но аудитории понравилось. Надо было думать над каждый произнесенным словом, я под этот формат перередактировал изначально готовую «длинную» презентацию. Отчаянный мазохизм, но за полтора часа люди столько информации получили, сколько в обычном формате псевдоумелые ораторы жевали бы сутки.
А еще хочется видеть профессионалов. А дилетантам говорить в глаза все, что думаешь. Потому что тратить время своей жизни на чужое убожество и комплексы, при этом расшаркиваясь в комплиментарности — осточертело. Кто узнал себя, кого обидел — неинтересно. Идите учитесь.
Зал. Трибуна. Презентации, презентации...
Кто выступает? Кого по каким-то причинам пригласили организаторы. Почему именно их? Что они говорят? Одно из двух. Либо обнаученный бред (услышал как-то шикарнейшее: «Мы, ученые, идентифицируем парадигматическое смещение от монологического влияния педагога к опытному моделированию ученической интериоризации» — схватил ручку и немедля записал). Либо рассказывают о своем ««««««опыте»»»»»» (шесть раз поставил в кавычки). «Опыт» заключается в том, что:
- «раньше мы собирали педагогов, теперь пишем на сайт и рассылаем новости по e-mail» (вау, круто-то тут!)
- «презентации на каждом уроке использовать нельзя» (можно только по графику, по нечетным неделям)
- «у нас на сайте есть десятки фотогалерей, которые могут посмотреть пользователи всего мира» (рейтинг Узбекистана, Гондураса и Мозамбика зашкаливает!)
- «мы снимаем уроки наших учителей, размещаем их на сайте и их могут посмотреть пользователи всего мира» (это, видать, те, кто не насытился фотогалереями)
- «я завела блог, за полгода написала туда 60 постов, но пока ученики не оставили ни одного комментария, буду работать дальше» (работать дальше не надо, просто закройтесь!)
- «наш сайт поднимает информационно-коммуникативную компетентность педагогов» (вот так сам по себе берет и поднимает, да-да-да)
- etc.. etc... etc...
Им говорят, что у них 7 минут на выступление, поэтому на 12-й произносится: «Но об этом я скажу чуть позже». Ведущий кхекает, стучит указкой, они обижаются, комкают все выступление, сходят с амвона расстроенные. Презентации перенасыщены графиками, которые не видны, слайды испещрены текстом, шаблоны — первые, что попалось на глаза в PowerPoint`2003. «Ой, я так волнуюсь» — иди попей валерьянки, а потом приходи.
Я мечтаю кидаться помидорами. Вставать и и кричать: «Не умеешь выступать — пошел нафик!», «Перечислите хотя бы три отчетливые мысли, которыми вы будете усыплять нас следующие 30 минут», «Ну почитайте хоть что-нибудь перед тем, как выходить и рассказывать о своем как бы опыте», «Это я уже слышал в 1999 года в курилке сельской школы», «Перед тем, как что-то считать — вам лет десять надо читать профпериодику и хоть какую-то литературу по теме».
Вчера после очередного мероприятия спросил очень хорошую, толковую коллегу, настаивавшую на полезности этого времяпрепровождения:
— Вот что вы лично вынесли из этих двух часов?
— Ну что в школе ХХХ внедряют YYY.
— А сами прочитать об этом не могли?
— Так они не пишут, сайта у них нет, блог не ведут.
— Значит они не заинтересованы в распространении информации.
— Они об этом на семинарах рассказывают.
— Ааааааааааааааааа!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Я злой? Конечно. И не толерантный. А уж насколько нетерпимый, что и говорить нечего. Но я мечтаю запретить пленарки как класс, в любой возможной форме. Собрал аудиторию — работай с ней. Все, что надо, можно сказать за 5 минут. Нарисовал 20 слайдов — выкини 18, один оставь, а на еще одном пойми, что все сказал на первом.
Я очень хочу узнать о веб-сервисе, который бы выводил на экран в реальном времени диаграмму ощущений аудитории: люди коннектятся в один аккаунт выступления и прямо здесь голосуют «интересно / неинтересно». Если рейтинг в какой-то момент падает ниже 20% и не поднимается выше целую минуту — презентация автоматически выключается. Ау, друг, ты тут не нужен, иди домой! Научишься сносить крышу аудитории, а люди будут радоваться, что они тебя слушают — приходи. А остальное мы и без тебя прочитаем. Давайте подумаем, как это можно сделать, а?
У меня был один раз (жалко, что один) опыт участия в печа-куче. 20 слайдов, 20 секунд на каждый. Я с первого раза не вписался, говорил чуть больше 7 минут (по правилам положено 6:40). По окончании этой гонки я был как выжатый лимон, но аудитории понравилось. Надо было думать над каждый произнесенным словом, я под этот формат перередактировал изначально готовую «длинную» презентацию. Отчаянный мазохизм, но за полтора часа люди столько информации получили, сколько в обычном формате псевдоумелые ораторы жевали бы сутки.
Как все знакомо! И как все да-а-авно меня нервирует! Очень понравился пост, спасибо
ОтветитьУдалитьНаписано здорово, хотя и зло, конечно. В целом, все правильно. Единственное что: "иди учись" верный посыл, но пока на таких пленарках пару раз не выступишь, не почувствуешь отсутствие реакции на свои слова, не научишься. Выступление,иногда к сожалению слушающих, тоже обучение.
ОтветитьУдалитьНе так. Чем больше ты на таких «пленарках» выступаешь, чем больше тебя не выносят, тем сильнее тебе кажется, что все ОК. Матереешь, покрываешься патиной...
УдалитьВсе верно! Я тоже мечтаю о таком сервисе! Спасибо
ОтветитьУдалитьУмное и умелое выступление на пленарном (и не только) – это индикатор профессионализма и ВУЗовского преподавателя и школьного учителя и работника системы повышения квалификации.
ОтветитьУдалитьНу это красивое и верное изречение, не более. Что видим в реальности?
УдалитьЭтот текст вывесить бы на одном всем нам известном сайте одного известного всем нам мероприятия :) И посмотреть как изменится количество желающих выступить на заседании, где ЭЮ будет размахивать битой со словом "толерантность".
ОтветитьУдалитьСчитаешь, скука на пленарке - вина только докладчика? А "свадебные генералы"? Зачем им напрягаться, если они например, представляют генерального спонсора? А повестка на качество выступления никак не влияет?
Не кричи гоп! Мы тут замыслили... Если получится сломать пару-тройку стен... Ну и десяток-другой мировидений... В общем, получится у меня или нет увидишь — ждать осталось недолго:))
УдалитьЯ в тебя верю :)
УдалитьЗдравствуйте, Юрий Владимирович! Поздравляю Вас с зачислением в эстафету "Чудо-блог"! Награду можно получить здесь: http://fiz-mat-inf.blogspot.com/2012/02/blog-post_26.html
ОтветитьУдалитьПеча-куча - да,дисциплинирует.И еще хочется перейти к формату:5минут выступаешь-15 беседуешь с аудиторией. А-то обычно так:давайте всех послушаем,а потом зададим вопросы. так хороша ложка к обеду! Почему потом? А соблюдением регламента - беда. Считаю это непрофессионализмом и неуважением к присутствующим.
ОтветитьУдалитьИрина, "давайте послушаем" - это из серии "не хочется ставить выступающего в неудобное положение, если к нему вопросов нет. Но вопрос о вопросах на выступлениях - это отдельный вопрос :-)...
УдалитьНеплохая идея. Здесь согласен с Еленой — как же мы не растечемся в комплиментарном елее, вдруг зададим не тот вопрос, вдруг признаемся, что у нас есть (свят-свят-свят!) проблемы, чур меня!
УдалитьОй,не так. Несоблюдение регламента-неуважение и пр. Юрий,какая капча в комментариях ужасная. С третьего раз осилила:-)
ОтветитьУдалитьКАК УБРАТЬ? НЕ Я ЕЕ ТУТ ВКЛЮЧИЛ, САМА, ЗАРАЗА, ЗАВЕЛАСЬ!
УдалитьПубличное выступление для многих - огромная проблема по ряду причин.
ОтветитьУдалитьМы часто варимся в собственном соку и не очень знаем, что происходит у других. Поэтому порой с гордостью рассказываем, как научились делать к уроку презентацию, в аудитории, где сидят люди, которые пошли значительно дальше. Незнание аудитории, перед которой выступаешь, большая проблема. Но решаемая - если осуществлять грамотную Интернет-поддержку таких мероприятий. Вот и будет понятно, актуально ли твое выступление в соответствующей аудитории.
Про несоблюдение регламента - это просто безответственность выступающих: ведь все они (почти) занимаются преподавательской работой и прекрасно умеют укладываться в рамки урока или лекции. А с выступлением - не подходят к отбору материала с определенной жесткостью, не планируют его.
И еще одна важная вещь. Многие выступающие воспринимают свои сообщения и доклады как нечто отчетное и бесконечно рассказывают о реализованных проектах, проведенных уроках и пр. То, что сделано, невозможно пересказать подробно - да и вряд ли нужно. Главное требование к выступлению - проблемность. С какими сложностями столкнулся, на каких этапах, как их разрешал, какие результаты получил, насколько эти результаты совпали с ожиданиями. Это и есть рефлексия опыта. И она - высший пилотаж. Так что не в плохих выступлениях проблема, а в том, что мы мало осмысляем сделанное, ограничиваясь его фиксацией. Наверное, организаторы подобных мероприятий должны задавать рамки выступлений: не пересказ, не отчет о проделанной работе, а рефлексия опыта.
Что делать по означенным проблемам? Главное — поставить условие «не приди и расскажи, как у тебя там что», а:
Удалить1. Выясни современное состояние проблемы, о которой ты говоришь. Не будь смешон, рассказывая о давно собранных другими велосипедах. Как? В качестве варианта: размести аннотацию своего выступления в инете. Проаннотируешь очевидное — получишь ушат. К комментах к аннотации заранее собери вопросы аудитории чтобы получить представление о ее уровне. Хотя тут встает проблема изначальной активности аудитории.
2. С регламентом — как раз изменение формата. Не сказать «5 минут», а потом интеллигентно кхекать и стучать молоточком, а просто отрубать по истечении времени микрофон (или экран). Один-другой провалится, третий уже выйдет в полной боевой.
3. Так и написать: «Нам неинтересно количество твоих проектов и сотни полученных дипломов. Нужно только: без тебя этого не было — ты сделал — оно появилось и работает. Хорошо ты сделал или плохо — не говори, есть ссылки, мы сами сочтем. Как говорится, «но пораженья от победы ты сам не должен отличать!». Научись рефлексировать — потом выходи на подиум. Или к нам приходи, мы тебя выучим!»
И все.
Все это многим так хорошо знакомо...
ОтветитьУдалитьНо я сейчас тоже злой, поскольку проснулся поздно. ;-)
И поэтому автору скажу следующее: с учетом поднятой темы пост был бы просто безукоризненным, если бы в нем осталось две фотографии и два абзаца (лучше один). ;-)
А в целом, со всем согласен. :-)
спасибо, Юрий, за пост - высший пилотаж!
ОтветитьУдалитьПричина плохих выступлений - в неумении выступающего встать на место слушающих/смотрящих, причем, встать заранее, еще на уровне подготовки своего "доклада".
ОтветитьУдалитьРефлексия докладчика может градуироваться на несколько уровней:
1. Интересно, что из того, что я расскажу, аудитория уже знает?
2. Интересно, сколько человек из аудитории знают это лучше меня? Почему тогда они должны сейчас слушать меня, а не я их?
3. Как (чем) мне заинтересовать одновременно и этих, продвинутых, и новичков в теме? Как должна быть обобщена проблема, чтобы немедленно после моего выступления аудитории захотелось вступить в диалог со мной (на тему моего выступления, а не "вообще")?
Знать, что знает аудитория - возможно, если собираются люди, которые - в одной теме, в одном проекте, в одном "общении", а вот если очередное ИТО, которое - для всех, с разнообразным опытом участия в мероприятиях? Вероятно, чтобы было четко кратко и интересно - дело и в организаторах, определяющих формат?
УдалитьУгум-с, большая работа для орг-ов.
Удалить= Сбор данных по докладам. Дальнейшая сепарация аудитории на доклады (Народ, вот это для продвинутых. Вот это для любителей поспать)
= Изучение аудитории через гуглоформы (?) и выставление анализа в открытый доступ заранее для возможной корректировки авторами
Ну и замечательная идей с "экраном интереса" и обрубанием аппаратуры презентации (проблема со свадебными генералами)
Соглашусь про необходимость подготовки целостного события - чтобы ожидания аудитории совпадали с компетенциями докладчиков.
УдалитьА "Интересно, что из того, что я расскажу, аудитория уже знает?" - это я про рефлексивность подхода при подготовке выступления... Про то, чтобы автор=выступающий в принципе помнил о том, что выступление не просто "соло на публику".
Отсюда - требования к форме и содержанию выступления:
- не говорить банальностей,
- не "вещать",
- не утомлять (цифрами, названиями, лишними подробностями)
А напротив, в выступлении:
- говорить тезисно = делать акценты на важном!
- держать тему,
- быть кратким,
- помнить о дизайне,
- использовать приемы "внутреннего диалога"
- и даже можно запустить содержательную "провокацию"
Можно дополнять...
Плюсую во всех соц сетях где есть. Понравился комментарий от З.Ю. особенно вот это: "Главное требование к выступлению - проблемность. С какими сложностями столкнулся, на каких этапах, как их разрешал, какие результаты получил, насколько эти результаты совпали с ожиданиями."
ОтветитьУдалитьА проблемы часто не озвучивают, наверное потому.... страшное предположение: Раз есть проблемы, значит где-то возможно была недоработка, а кто же об этом говорит - это против себя!! (но это мое предположение не влезешь всем в голову).
2Владислав: несмотря на невысыпание - чувство юмора Вы не утратили
Очень часто в докладах требуются не проблемы, как мне однажды сказали: "Про них, кто надо знает", а просто отчетное словоблудие.
УдалитьПосту Юрия +100000
ОтветитьУдалитьЕсли бы всем желающим выступить со скучнейшими презентациями заранее поставить условие: только "печа-куча" - 80% из них отсеются на стадии подготовки. На "Неконференции библиотечных блогеров" в Екатеринбурге (ноябрь 2011) такое требование было, и вступительное заседание получилось - просто песня!
А педагогов мне жаль...
Елена, спасибо :) Хотя мы за регламентом и не следили вроде
УдалитьКстати, моё выступление на той "печа-куче" было проблемным, по этой причине мне предварительно пришлось выдержать битву с начальством и доказать, что я имею право рассказать широкой аудитории об этих проблемах. Думаю, что далеко не все педагоги могут выдержать давление начальства...
ОтветитьУдалитьЯ думаю: ещё многим учиться и учиться надо выступать на каких либо заседаниях. А ты прав, Юрий. "Не умеешь, не выступай". Спасибо за пост, многое почерпнула для себя.
ОтветитьУдалитьЧумработница права. Юрий, а зачем Вам капча нужна? Комментарий ужасно трудно оставлять.
ОтветитьУдалитьДа не было раньше капчи! Как появилась — не понимаю. Где отключается?
УдалитьВременно перейти в старый интерфейс, там есть такая кнопочка в настройках комментов - отключить графический код. В новом интерфейсе не нашла.
УдалитьУже так и сделал.
УдалитьБлеск! Спасибо!
ОтветитьУдалитьАктуально! Печа-куча (петти-кутти) - один из вариантов решения проблемы.
ОтветитьУдалитьТолько ведущие-то должны следить за соблюдением формата!
На посл. конф Интела в дек. не все докладчики подготовились именно так.
Наверное пульты для голосования - какой-то тоже подход к решению проблемы.
Патаракин года 3 назад призывал в "Волне" писать мнения прямо по ходу докладов, а это могло выводиться на экран позади докладчика. ;)
Собственно, именно поэтому я и ушла из школы, основное "парадигматическое смещение" которой, как правило, заключается в проведении красиво обставленных и бессмысленных мероприятий "для галочки".
ОтветитьУдалитьОтдельно порадовал тезис автора о том, что "все, что надо, можно сказать за 5 минут" :))
Честно, я часто сам себе этими длиннотами надоедаю — убить охота.
УдалитьКажется, нашел, где отключить капчу. В новом интерфейсе Блоггера не нашел, пришлось переключаться в старый — и только там нашел. Главное, что теперь никого мучить не буду.
ОтветитьУдалитьСмешно и грустно :) Особенно грустно, что иногда твои собственные выступления подходят под вышеописанное :))
ОтветитьУдалитьНо иногда и неподготовленность аудитории может стать причиной "провала" выступления.
Коллеги! Все мы - учителя - знаем, что успех урока - в степени его детальной проработки и подготовленности. Хотя бы в нашем сообществе, где людей не нужно убеждать в том, что Интернет имеет широкие и разнообразные возможности, конференции могут частично переноситься в сеть - именно подготовительной частью. Что именно можно сделать:
ОтветитьУдалить1) организаторам - заранее подготовить сетевую площадку для аннотаций выступлений и голосования участников по поводу актуальности содержания;
2) выступающим - тезисно сформулировать - в трех фразах - идею выступления;
3) участникам - быть активными на этапе подготовки и оценивать актуальность проблематики представленных выступлений для себя.
В итоге определить рейтинг выступлений, м.б., средний балл оценочный, и у тех, кто за чертой этого среднего балла, увы, возможности выступать не будет;
4) участникам - всем - представиться: кто я, чем занимаюсь - в плане тематики конференции, что было бы интересно услышать от коллег.
Конечно, это большая подготовительная работа, для которой нужно время. Но и качественно новый уровень подготовки мероприятий. Мы у себя пытаемся сделать так - с мастер-классами для конференции "ИТ для новой школы". В прошлом году получилось хорошо: сделали форму, в которой разместили аннотации мастер-классов, задали определенные требования к этой аннотации, открыли регистрацию на мастер-классы. В этом году опыт повторяем. Но - скажу еще раз - для организаторов - большая дополнительная подготовительная работа. Но она свои результаты дает. Хорошо бы еще сделать оценочные формы - чтобы заполнить по итогам посещенных мероприятий.
Может быть, при регистрации на мастер-классы имеет смысл предложить заполнить гуглоформу, которую составит сам ведущий? Тогда хоть немного определится состав аудитории, и появится возможность скорректировать своё выступление.
УдалитьЮрий, правы и ещё раз правы!
ОтветитьУдалитьВыступать мы все умеем, а вот динамично, увлекательно, ярко, увы, не все и не всегда... А формат печа-кучи помогает сделать выступление ярким и нескучным. Мне дважды приходилось выступать в этом формате, и могу сказать, что подготовка такого сообщения занимает гораздо больше времени, так как самое сложное (все мы знаем) это сжать информацию и придать ей образность.
Я вот тут подумала: кто-то из здесь дискутирующих может показать примеры (ссылки) своих или чужих оооочень удачных выступлений, чтоб нам всем подучиться, а? :)
Думаю, для этого достаточно смотреть много TED Talks.
УдалитьСколько людей-столько мнений-столько блогов.
ОтветитьУдалитьВчера был конкурс блогов. Проблем с регламентом не было. 7 минут и хоть с президентом за руку здороваешься, все равно стоп.
Я не поняла, а зачем быть как выжатый лимон,куда торопиться? А атмосфера, а душа, а поговорить.
Хохотала от души!
ОтветитьУдалитьВот спасибо, так ловко и эмоционально живо, Вы смогли рассказать о том, что многих волнует! Часто, я думаю также как Вы - не умеешь выступать не берись! Время деньги и его жаль тратить на бездарей любого пошива: ораторов, новаторов (инноваторов) и им подобных.
Поговорить можно, если есть о чем, но главное все же с кем.
Спасибо, за пост!
Юра, приятно было почитать, смеялся от души. "Волга впадает в Каспийское море"!
ОтветитьУдалитьМожно предложить присутствующим хештег для комментариев к происходящему - и пустить на экран твиттер-трансляцию.
ОтветитьУдалитьТолько заседание при этом станет похожим на урок, на котором ученики не просто занимаются чем-то в свое удовольствие, но и состязаются в остроумии, публично комментируя действия учителя.
Присоединяюсь к мнению. Знаете, после всего прочитанного совершенно пропадает желание пробовать свои силы в теме...
УдалитьПочему пропадает желание?
УдалитьА потому что в интересной и, извините уж за отсталость, новой - для себя - теме идёшь, вкривь, вкось, через комплексы - к преодолению, к опыту - а пресыщенный "гуру" на таком вот семинаре - ну,товарищи дорогие, ну, ведь мы, гуру, это знаем уже сто лет, ну, чего вы тут об элементарном сто часов говорите, примитивному радуетесь?
УдалитьВидимо, роль «пресыщенного гуры» отведена тут мне. Ладно, и не так называли:))
УдалитьЕсли серьезно — каждый в профессии чего-то достигает через перечисленное: вкривь-вкось, комплексы и прочь. Мне рассказать, как меня в школе класс выносил? Или как 90 страниц диссертации положили в ведро, сообщив, что я занимался не своей проблемой и надо все начинать заново? Кому это интересно? Проблема в том, что кто-то преодолевает и идет дальше. А кто-то прочитал 3 книжки и уже на трибуну полез — опытом делиться, публику усыплять.
Проблема, как мне видится, в том, что на практике нет границ профессии и понятия мастерства. Нет верхней границы, после которой человек становится мастером. Нет нижней, за которую падать нельзя: за ней дилетантизм и примитивизм. Сколько раз от многих серых, непрофессиональных и от этого агрессивных учителей я слышал: «А я так считаю! А у меня мнение». Их много, что скрывать. Я видел проработавшего около 20 лет учителя литературы, который НИКОГДА не слышал про существование словаря Фасмера. И ничего — работает, категории подтверждает, портфолио собирает... Это нормально? Есть вещи, которые делать нельзя. Без объяснений. Просто нельзя. И комплекс этих «нельзя» должно гласно или не гласно вырабатывать профессиональное сообщество.
При этом, естественно, есть много профессионалов, людей, которые пусть «вкривь-вкось», но развиваются, думают, растут. И постепенно приобретают тот опыт, который позволяет иметь мнение.
Так что разговор здесь не про плохие выступления, а про профессиональную проблему: когда добро и зло не определено, оказывается, что все позволено.
А насколько я сам пресыщенный гуру — на это пусть другие посетители этого блога реагируют, я многих из них учил.
Никаких личностных выпадов в виду не имелось. Судя по обсуждению, сложился достаточный круг тех, кто "в теме" - давно и уверенно. "Гуру" - в этом смысле, собирательном. Хотя, разумеется, на автора поста,который задал тональность разговору, определение ориентировано в большей степени...
УдалитьНасчёт мастерства сказано красиво. Однако - "Нет нижней, за которую падать нельзя: за ней дилетантизм и примитивизм. Сколько раз от многих серых, непрофессиональных и от этого агрессивных учителей..." - это звучит грубо. А уж про "добро и зло" и насчёт "всё позволено" в контексте размышлений о профессиональном росте - тем более...
Площадок для самовыражения, элементарно для приобретения опыта публичного представления опыта у учителя мало. И желания - у многих ли есть? Так и здорово, если в принципе ДЕЛО есть, пусть и говорится о нём с "трибуны" долго и неопытно...
Может, имеет смысл вообще изначально организовывать не "фронтальную беседу", а работу в "группах по интересам"? И уже по результатам работы этих групп проводить нечто "общее", кратенько и со смыслом, предоставляя слово - по выбору группы - тем, кто готов "кратенько и со смыслом"?
AnnaVV, здесь никто не хотел обидеть "новичков", никто не хотел выступить в роли гуру, которым чужой опыт неинтересен. Иногда от человека, только начинающего вариться в проблеме, слышишь много интересного, потому что у него взгляд свежий, у него трудностей много, он над ними думает, он их преодолевает.
ОтветитьУдалитьЗдесь речь шла, на мой взгляд, о недопустимости безликих, формальных, "отчетно-перевыборных" выступлений, в которых "оратора" вообще не интересует аудитория, ее опыт, ее знания, ее интересы. Это такие - "галочные" - выступления, которые нужны для формальных показателей - и не более того. А опыт - он всегда интересен, если это опыт реальный и осмысленный. Не обижайтесь. Давайте разговаривать. Думающим и ищущим людям всегда есть что сказать друг другу.
Трудно не согласиться. Только вопрос, наверное, в том, что выступающий, начинающий в теме, может представлять свой опыт, который для аудитории класса "гуру" покажется примитивным.
УдалитьИли,наоборот, что-то "шибко учёное" поможет идейно сориентироваться "начинающему" - при том, что вгонит в сон ту самую "продвинутую" часть аудитории.
Привет! А знаете почему бывают скучные выступления? Их легче готовить. Времени меньше затратишь, а галочку, что ты выступил, поставят. Нашёл научную статейку по теме, повытаскивал из неё кое-что, чуть разбавил водой, подсолил опытом - и готово!
ОтветитьУдалитьА баллы и за такой "компот", и за проблемное выступление дают одинаковые. "Пять минут позора и хлеб на всю жизнь!" - говорили в институте о защите диплома. А теперь это перенесли на аттестацию и баааааааалы...
ОтветитьУдалить