-->

суббота, 25 февраля 2012 г.

Пленарно-сомнамбулическое


Так получилось, что за последние полтора месяца мне посчастливилось удалось посетить чуть менее десяти городских мероприятий, связанных с интернет-образованием. На большинстве выступал. Не хочу вдаваться в конкретику — где-то встречи были приличными, где-то ужасающе бездарными. Не суть. Но на каждой такой встрече была так называемая пленарная часть. И это кошмарно.

Зал. Трибуна. Презентации, презентации...


Кто выступает? Кого по каким-то причинам пригласили организаторы. Почему именно их? Что они говорят? Одно из двух. Либо обнаученный бред (услышал как-то шикарнейшее: «Мы, ученые, идентифицируем парадигматическое смещение от монологического влияния педагога к опытному моделированию ученической интериоризации» — схватил ручку и немедля записал). Либо рассказывают о своем ««««««опыте»»»»»» (шесть раз поставил в кавычки). «Опыт» заключается в том, что:
  • «раньше мы собирали педагогов, теперь пишем на сайт и рассылаем новости по e-mail» (вау, круто-то тут!)
  • «презентации на каждом уроке использовать нельзя» (можно только по графику, по нечетным неделям)
  • «у нас на сайте есть десятки фотогалерей, которые могут посмотреть пользователи всего мира» (рейтинг Узбекистана, Гондураса и Мозамбика зашкаливает!)
  • «мы снимаем уроки наших учителей, размещаем их на сайте и их могут посмотреть пользователи всего мира» (это, видать, те, кто не насытился фотогалереями)
  • «я завела блог, за полгода написала туда 60 постов, но пока ученики не оставили ни одного комментария, буду работать дальше» (работать дальше не надо, просто закройтесь!)
  • «наш сайт поднимает информационно-коммуникативную компетентность педагогов» (вот так сам по себе берет и поднимает, да-да-да)
  • etc.. etc... etc...

Им говорят, что у них 7 минут на выступление, поэтому на 12-й произносится: «Но об этом я скажу чуть позже». Ведущий кхекает, стучит указкой, они обижаются, комкают все выступление, сходят с амвона расстроенные. Презентации перенасыщены графиками, которые не видны, слайды испещрены текстом, шаблоны — первые, что попалось на глаза в PowerPoint`2003. «Ой, я так волнуюсь» — иди попей валерьянки, а потом приходи.

Я мечтаю кидаться помидорами. Вставать и и кричать: «Не умеешь выступать — пошел нафик!», «Перечислите хотя бы три отчетливые мысли, которыми вы будете усыплять нас следующие 30 минут», «Ну почитайте хоть что-нибудь перед тем, как выходить и рассказывать о своем как бы опыте», «Это я уже слышал в 1999 года в курилке сельской школы», «Перед тем, как что-то считать — вам лет десять надо читать профпериодику и хоть какую-то литературу по теме».

Вчера после очередного мероприятия спросил очень хорошую, толковую коллегу, настаивавшую на полезности этого времяпрепровождения:

— Вот что вы лично вынесли из этих двух часов?
— Ну что в школе ХХХ внедряют YYY.
— А сами прочитать об этом не могли?
— Так они не пишут, сайта у них нет, блог не ведут.
— Значит они не заинтересованы в распространении информации.
— Они об этом на семинарах рассказывают.
— Ааааааааааааааааа!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Я злой? Конечно. И не толерантный. А уж насколько нетерпимый, что и говорить нечего. Но я мечтаю запретить пленарки как класс, в любой возможной форме. Собрал аудиторию — работай с ней. Все, что надо, можно сказать за 5 минут. Нарисовал 20 слайдов — выкини 18, один оставь, а на еще одном пойми, что все сказал на первом.

Я очень хочу узнать о веб-сервисе, который бы выводил на экран в реальном времени диаграмму ощущений аудитории: люди коннектятся в один аккаунт выступления и прямо здесь голосуют «интересно / неинтересно». Если рейтинг в какой-то момент падает ниже 20% и не поднимается выше целую минуту — презентация автоматически выключается. Ау, друг, ты тут не нужен, иди домой! Научишься сносить крышу аудитории, а люди будут радоваться, что они тебя слушают — приходи. А остальное мы и без тебя прочитаем. Давайте подумаем, как это можно сделать, а?

У меня был один раз (жалко, что один) опыт участия в печа-куче. 20 слайдов, 20 секунд на каждый. Я с первого раза не вписался, говорил чуть больше 7 минут (по правилам положено 6:40). По окончании этой гонки я был как выжатый лимон, но аудитории понравилось. Надо было думать над каждый произнесенным словом, я под этот формат перередактировал изначально готовую «длинную» презентацию. Отчаянный мазохизм, но за полтора часа люди столько информации получили, сколько в обычном формате псевдоумелые ораторы жевали бы сутки.

А еще хочется видеть профессионалов. А дилетантам говорить в глаза все, что думаешь. Потому что тратить время своей жизни на чужое убожество и комплексы, при этом расшаркиваясь в комплиментарности — осточертело. Кто узнал себя, кого обидел — неинтересно. Идите учитесь.

56 комментариев:

  1. Как все знакомо! И как все да-а-авно меня нервирует! Очень понравился пост, спасибо

    ОтветитьУдалить
  2. Написано здорово, хотя и зло, конечно. В целом, все правильно. Единственное что: "иди учись" верный посыл, но пока на таких пленарках пару раз не выступишь, не почувствуешь отсутствие реакции на свои слова, не научишься. Выступление,иногда к сожалению слушающих, тоже обучение.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Не так. Чем больше ты на таких «пленарках» выступаешь, чем больше тебя не выносят, тем сильнее тебе кажется, что все ОК. Матереешь, покрываешься патиной...

      Удалить
  3. Все верно! Я тоже мечтаю о таком сервисе! Спасибо

    ОтветитьУдалить
  4. Умное и умелое выступление на пленарном (и не только) – это индикатор профессионализма и ВУЗовского преподавателя и школьного учителя и работника системы повышения квалификации.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну это красивое и верное изречение, не более. Что видим в реальности?

      Удалить
  5. Этот текст вывесить бы на одном всем нам известном сайте одного известного всем нам мероприятия :) И посмотреть как изменится количество желающих выступить на заседании, где ЭЮ будет размахивать битой со словом "толерантность".

    Считаешь, скука на пленарке - вина только докладчика? А "свадебные генералы"? Зачем им напрягаться, если они например, представляют генерального спонсора? А повестка на качество выступления никак не влияет?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Не кричи гоп! Мы тут замыслили... Если получится сломать пару-тройку стен... Ну и десяток-другой мировидений... В общем, получится у меня или нет увидишь — ждать осталось недолго:))

      Удалить
  6. Здравствуйте, Юрий Владимирович! Поздравляю Вас с зачислением в эстафету "Чудо-блог"! Награду можно получить здесь: http://fiz-mat-inf.blogspot.com/2012/02/blog-post_26.html

    ОтветитьУдалить
  7. Печа-куча - да,дисциплинирует.И еще хочется перейти к формату:5минут выступаешь-15 беседуешь с аудиторией. А-то обычно так:давайте всех послушаем,а потом зададим вопросы. так хороша ложка к обеду! Почему потом? А соблюдением регламента - беда. Считаю это непрофессионализмом и неуважением к присутствующим.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, "давайте послушаем" - это из серии "не хочется ставить выступающего в неудобное положение, если к нему вопросов нет. Но вопрос о вопросах на выступлениях - это отдельный вопрос :-)...

      Удалить
    2. Неплохая идея. Здесь согласен с Еленой — как же мы не растечемся в комплиментарном елее, вдруг зададим не тот вопрос, вдруг признаемся, что у нас есть (свят-свят-свят!) проблемы, чур меня!

      Удалить
  8. Ой,не так. Несоблюдение регламента-неуважение и пр. Юрий,какая капча в комментариях ужасная. С третьего раз осилила:-)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. КАК УБРАТЬ? НЕ Я ЕЕ ТУТ ВКЛЮЧИЛ, САМА, ЗАРАЗА, ЗАВЕЛАСЬ!

      Удалить
  9. Публичное выступление для многих - огромная проблема по ряду причин.
    Мы часто варимся в собственном соку и не очень знаем, что происходит у других. Поэтому порой с гордостью рассказываем, как научились делать к уроку презентацию, в аудитории, где сидят люди, которые пошли значительно дальше. Незнание аудитории, перед которой выступаешь, большая проблема. Но решаемая - если осуществлять грамотную Интернет-поддержку таких мероприятий. Вот и будет понятно, актуально ли твое выступление в соответствующей аудитории.
    Про несоблюдение регламента - это просто безответственность выступающих: ведь все они (почти) занимаются преподавательской работой и прекрасно умеют укладываться в рамки урока или лекции. А с выступлением - не подходят к отбору материала с определенной жесткостью, не планируют его.
    И еще одна важная вещь. Многие выступающие воспринимают свои сообщения и доклады как нечто отчетное и бесконечно рассказывают о реализованных проектах, проведенных уроках и пр. То, что сделано, невозможно пересказать подробно - да и вряд ли нужно. Главное требование к выступлению - проблемность. С какими сложностями столкнулся, на каких этапах, как их разрешал, какие результаты получил, насколько эти результаты совпали с ожиданиями. Это и есть рефлексия опыта. И она - высший пилотаж. Так что не в плохих выступлениях проблема, а в том, что мы мало осмысляем сделанное, ограничиваясь его фиксацией. Наверное, организаторы подобных мероприятий должны задавать рамки выступлений: не пересказ, не отчет о проделанной работе, а рефлексия опыта.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Что делать по означенным проблемам? Главное — поставить условие «не приди и расскажи, как у тебя там что», а:
      1. Выясни современное состояние проблемы, о которой ты говоришь. Не будь смешон, рассказывая о давно собранных другими велосипедах. Как? В качестве варианта: размести аннотацию своего выступления в инете. Проаннотируешь очевидное — получишь ушат. К комментах к аннотации заранее собери вопросы аудитории чтобы получить представление о ее уровне. Хотя тут встает проблема изначальной активности аудитории.

      2. С регламентом — как раз изменение формата. Не сказать «5 минут», а потом интеллигентно кхекать и стучать молоточком, а просто отрубать по истечении времени микрофон (или экран). Один-другой провалится, третий уже выйдет в полной боевой.

      3. Так и написать: «Нам неинтересно количество твоих проектов и сотни полученных дипломов. Нужно только: без тебя этого не было — ты сделал — оно появилось и работает. Хорошо ты сделал или плохо — не говори, есть ссылки, мы сами сочтем. Как говорится, «но пораженья от победы ты сам не должен отличать!». Научись рефлексировать — потом выходи на подиум. Или к нам приходи, мы тебя выучим!»

      И все.

      Удалить
  10. Все это многим так хорошо знакомо...
    Но я сейчас тоже злой, поскольку проснулся поздно. ;-)
    И поэтому автору скажу следующее: с учетом поднятой темы пост был бы просто безукоризненным, если бы в нем осталось две фотографии и два абзаца (лучше один). ;-)
    А в целом, со всем согласен. :-)

    ОтветитьУдалить
  11. спасибо, Юрий, за пост - высший пилотаж!

    ОтветитьУдалить
  12. Причина плохих выступлений - в неумении выступающего встать на место слушающих/смотрящих, причем, встать заранее, еще на уровне подготовки своего "доклада".

    Рефлексия докладчика может градуироваться на несколько уровней:

    1. Интересно, что из того, что я расскажу, аудитория уже знает?
    2. Интересно, сколько человек из аудитории знают это лучше меня? Почему тогда они должны сейчас слушать меня, а не я их?
    3. Как (чем) мне заинтересовать одновременно и этих, продвинутых, и новичков в теме? Как должна быть обобщена проблема, чтобы немедленно после моего выступления аудитории захотелось вступить в диалог со мной (на тему моего выступления, а не "вообще")?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Знать, что знает аудитория - возможно, если собираются люди, которые - в одной теме, в одном проекте, в одном "общении", а вот если очередное ИТО, которое - для всех, с разнообразным опытом участия в мероприятиях? Вероятно, чтобы было четко кратко и интересно - дело и в организаторах, определяющих формат?

      Удалить
    2. Угум-с, большая работа для орг-ов.
      = Сбор данных по докладам. Дальнейшая сепарация аудитории на доклады (Народ, вот это для продвинутых. Вот это для любителей поспать)
      = Изучение аудитории через гуглоформы (?) и выставление анализа в открытый доступ заранее для возможной корректировки авторами

      Ну и замечательная идей с "экраном интереса" и обрубанием аппаратуры презентации (проблема со свадебными генералами)

      Удалить
    3. Соглашусь про необходимость подготовки целостного события - чтобы ожидания аудитории совпадали с компетенциями докладчиков.

      А "Интересно, что из того, что я расскажу, аудитория уже знает?" - это я про рефлексивность подхода при подготовке выступления... Про то, чтобы автор=выступающий в принципе помнил о том, что выступление не просто "соло на публику".
      Отсюда - требования к форме и содержанию выступления:
      - не говорить банальностей,
      - не "вещать",
      - не утомлять (цифрами, названиями, лишними подробностями)

      А напротив, в выступлении:
      - говорить тезисно = делать акценты на важном!
      - держать тему,
      - быть кратким,
      - помнить о дизайне,
      - использовать приемы "внутреннего диалога"
      - и даже можно запустить содержательную "провокацию"

      Можно дополнять...

      Удалить
  13. Плюсую во всех соц сетях где есть. Понравился комментарий от З.Ю. особенно вот это: "Главное требование к выступлению - проблемность. С какими сложностями столкнулся, на каких этапах, как их разрешал, какие результаты получил, насколько эти результаты совпали с ожиданиями."

    А проблемы часто не озвучивают, наверное потому.... страшное предположение: Раз есть проблемы, значит где-то возможно была недоработка, а кто же об этом говорит - это против себя!! (но это мое предположение не влезешь всем в голову).


    2Владислав: несмотря на невысыпание - чувство юмора Вы не утратили

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Очень часто в докладах требуются не проблемы, как мне однажды сказали: "Про них, кто надо знает", а просто отчетное словоблудие.

      Удалить
  14. Посту Юрия +100000
    Если бы всем желающим выступить со скучнейшими презентациями заранее поставить условие: только "печа-куча" - 80% из них отсеются на стадии подготовки. На "Неконференции библиотечных блогеров" в Екатеринбурге (ноябрь 2011) такое требование было, и вступительное заседание получилось - просто песня!
    А педагогов мне жаль...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена, спасибо :) Хотя мы за регламентом и не следили вроде

      Удалить
  15. Кстати, моё выступление на той "печа-куче" было проблемным, по этой причине мне предварительно пришлось выдержать битву с начальством и доказать, что я имею право рассказать широкой аудитории об этих проблемах. Думаю, что далеко не все педагоги могут выдержать давление начальства...

    ОтветитьУдалить
  16. Я думаю: ещё многим учиться и учиться надо выступать на каких либо заседаниях. А ты прав, Юрий. "Не умеешь, не выступай". Спасибо за пост, многое почерпнула для себя.

    ОтветитьУдалить
  17. Чумработница права. Юрий, а зачем Вам капча нужна? Комментарий ужасно трудно оставлять.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да не было раньше капчи! Как появилась — не понимаю. Где отключается?

      Удалить
    2. Временно перейти в старый интерфейс, там есть такая кнопочка в настройках комментов - отключить графический код. В новом интерфейсе не нашла.

      Удалить
  18. Актуально! Печа-куча (петти-кутти) - один из вариантов решения проблемы.
    Только ведущие-то должны следить за соблюдением формата!
    На посл. конф Интела в дек. не все докладчики подготовились именно так.

    Наверное пульты для голосования - какой-то тоже подход к решению проблемы.
    Патаракин года 3 назад призывал в "Волне" писать мнения прямо по ходу докладов, а это могло выводиться на экран позади докладчика. ;)

    ОтветитьУдалить
  19. Собственно, именно поэтому я и ушла из школы, основное "парадигматическое смещение" которой, как правило, заключается в проведении красиво обставленных и бессмысленных мероприятий "для галочки".
    Отдельно порадовал тезис автора о том, что "все, что надо, можно сказать за 5 минут" :))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Честно, я часто сам себе этими длиннотами надоедаю — убить охота.

      Удалить
  20. Кажется, нашел, где отключить капчу. В новом интерфейсе Блоггера не нашел, пришлось переключаться в старый — и только там нашел. Главное, что теперь никого мучить не буду.

    ОтветитьУдалить
  21. Смешно и грустно :) Особенно грустно, что иногда твои собственные выступления подходят под вышеописанное :))
    Но иногда и неподготовленность аудитории может стать причиной "провала" выступления.

    ОтветитьУдалить
  22. Коллеги! Все мы - учителя - знаем, что успех урока - в степени его детальной проработки и подготовленности. Хотя бы в нашем сообществе, где людей не нужно убеждать в том, что Интернет имеет широкие и разнообразные возможности, конференции могут частично переноситься в сеть - именно подготовительной частью. Что именно можно сделать:
    1) организаторам - заранее подготовить сетевую площадку для аннотаций выступлений и голосования участников по поводу актуальности содержания;
    2) выступающим - тезисно сформулировать - в трех фразах - идею выступления;
    3) участникам - быть активными на этапе подготовки и оценивать актуальность проблематики представленных выступлений для себя.
    В итоге определить рейтинг выступлений, м.б., средний балл оценочный, и у тех, кто за чертой этого среднего балла, увы, возможности выступать не будет;
    4) участникам - всем - представиться: кто я, чем занимаюсь - в плане тематики конференции, что было бы интересно услышать от коллег.
    Конечно, это большая подготовительная работа, для которой нужно время. Но и качественно новый уровень подготовки мероприятий. Мы у себя пытаемся сделать так - с мастер-классами для конференции "ИТ для новой школы". В прошлом году получилось хорошо: сделали форму, в которой разместили аннотации мастер-классов, задали определенные требования к этой аннотации, открыли регистрацию на мастер-классы. В этом году опыт повторяем. Но - скажу еще раз - для организаторов - большая дополнительная подготовительная работа. Но она свои результаты дает. Хорошо бы еще сделать оценочные формы - чтобы заполнить по итогам посещенных мероприятий.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Может быть, при регистрации на мастер-классы имеет смысл предложить заполнить гуглоформу, которую составит сам ведущий? Тогда хоть немного определится состав аудитории, и появится возможность скорректировать своё выступление.

      Удалить
  23. Юрий, правы и ещё раз правы!
    Выступать мы все умеем, а вот динамично, увлекательно, ярко, увы, не все и не всегда... А формат печа-кучи помогает сделать выступление ярким и нескучным. Мне дважды приходилось выступать в этом формате, и могу сказать, что подготовка такого сообщения занимает гораздо больше времени, так как самое сложное (все мы знаем) это сжать информацию и придать ей образность.

    Я вот тут подумала: кто-то из здесь дискутирующих может показать примеры (ссылки) своих или чужих оооочень удачных выступлений, чтоб нам всем подучиться, а? :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Думаю, для этого достаточно смотреть много TED Talks.

      Удалить
  24. Сколько людей-столько мнений-столько блогов.
    Вчера был конкурс блогов. Проблем с регламентом не было. 7 минут и хоть с президентом за руку здороваешься, все равно стоп.
    Я не поняла, а зачем быть как выжатый лимон,куда торопиться? А атмосфера, а душа, а поговорить.

    ОтветитьУдалить
  25. Хохотала от души!
    Вот спасибо, так ловко и эмоционально живо, Вы смогли рассказать о том, что многих волнует! Часто, я думаю также как Вы - не умеешь выступать не берись! Время деньги и его жаль тратить на бездарей любого пошива: ораторов, новаторов (инноваторов) и им подобных.
    Поговорить можно, если есть о чем, но главное все же с кем.
    Спасибо, за пост!

    ОтветитьУдалить
  26. Юра, приятно было почитать, смеялся от души. "Волга впадает в Каспийское море"!

    ОтветитьУдалить
  27. Можно предложить присутствующим хештег для комментариев к происходящему - и пустить на экран твиттер-трансляцию.
    Только заседание при этом станет похожим на урок, на котором ученики не просто занимаются чем-то в свое удовольствие, но и состязаются в остроумии, публично комментируя действия учителя.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Присоединяюсь к мнению. Знаете, после всего прочитанного совершенно пропадает желание пробовать свои силы в теме...

      Удалить
    2. Почему пропадает желание?

      Удалить
    3. А потому что в интересной и, извините уж за отсталость, новой - для себя - теме идёшь, вкривь, вкось, через комплексы - к преодолению, к опыту - а пресыщенный "гуру" на таком вот семинаре - ну,товарищи дорогие, ну, ведь мы, гуру, это знаем уже сто лет, ну, чего вы тут об элементарном сто часов говорите, примитивному радуетесь?

      Удалить
    4. Видимо, роль «пресыщенного гуры» отведена тут мне. Ладно, и не так называли:))

      Если серьезно — каждый в профессии чего-то достигает через перечисленное: вкривь-вкось, комплексы и прочь. Мне рассказать, как меня в школе класс выносил? Или как 90 страниц диссертации положили в ведро, сообщив, что я занимался не своей проблемой и надо все начинать заново? Кому это интересно? Проблема в том, что кто-то преодолевает и идет дальше. А кто-то прочитал 3 книжки и уже на трибуну полез — опытом делиться, публику усыплять.

      Проблема, как мне видится, в том, что на практике нет границ профессии и понятия мастерства. Нет верхней границы, после которой человек становится мастером. Нет нижней, за которую падать нельзя: за ней дилетантизм и примитивизм. Сколько раз от многих серых, непрофессиональных и от этого агрессивных учителей я слышал: «А я так считаю! А у меня мнение». Их много, что скрывать. Я видел проработавшего около 20 лет учителя литературы, который НИКОГДА не слышал про существование словаря Фасмера. И ничего — работает, категории подтверждает, портфолио собирает... Это нормально? Есть вещи, которые делать нельзя. Без объяснений. Просто нельзя. И комплекс этих «нельзя» должно гласно или не гласно вырабатывать профессиональное сообщество.

      При этом, естественно, есть много профессионалов, людей, которые пусть «вкривь-вкось», но развиваются, думают, растут. И постепенно приобретают тот опыт, который позволяет иметь мнение.

      Так что разговор здесь не про плохие выступления, а про профессиональную проблему: когда добро и зло не определено, оказывается, что все позволено.

      А насколько я сам пресыщенный гуру — на это пусть другие посетители этого блога реагируют, я многих из них учил.

      Удалить
    5. Никаких личностных выпадов в виду не имелось. Судя по обсуждению, сложился достаточный круг тех, кто "в теме" - давно и уверенно. "Гуру" - в этом смысле, собирательном. Хотя, разумеется, на автора поста,который задал тональность разговору, определение ориентировано в большей степени...
      Насчёт мастерства сказано красиво. Однако - "Нет нижней, за которую падать нельзя: за ней дилетантизм и примитивизм. Сколько раз от многих серых, непрофессиональных и от этого агрессивных учителей..." - это звучит грубо. А уж про "добро и зло" и насчёт "всё позволено" в контексте размышлений о профессиональном росте - тем более...
      Площадок для самовыражения, элементарно для приобретения опыта публичного представления опыта у учителя мало. И желания - у многих ли есть? Так и здорово, если в принципе ДЕЛО есть, пусть и говорится о нём с "трибуны" долго и неопытно...
      Может, имеет смысл вообще изначально организовывать не "фронтальную беседу", а работу в "группах по интересам"? И уже по результатам работы этих групп проводить нечто "общее", кратенько и со смыслом, предоставляя слово - по выбору группы - тем, кто готов "кратенько и со смыслом"?

      Удалить
  28. AnnaVV, здесь никто не хотел обидеть "новичков", никто не хотел выступить в роли гуру, которым чужой опыт неинтересен. Иногда от человека, только начинающего вариться в проблеме, слышишь много интересного, потому что у него взгляд свежий, у него трудностей много, он над ними думает, он их преодолевает.
    Здесь речь шла, на мой взгляд, о недопустимости безликих, формальных, "отчетно-перевыборных" выступлений, в которых "оратора" вообще не интересует аудитория, ее опыт, ее знания, ее интересы. Это такие - "галочные" - выступления, которые нужны для формальных показателей - и не более того. А опыт - он всегда интересен, если это опыт реальный и осмысленный. Не обижайтесь. Давайте разговаривать. Думающим и ищущим людям всегда есть что сказать друг другу.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Трудно не согласиться. Только вопрос, наверное, в том, что выступающий, начинающий в теме, может представлять свой опыт, который для аудитории класса "гуру" покажется примитивным.
      Или,наоборот, что-то "шибко учёное" поможет идейно сориентироваться "начинающему" - при том, что вгонит в сон ту самую "продвинутую" часть аудитории.

      Удалить
  29. Привет! А знаете почему бывают скучные выступления? Их легче готовить. Времени меньше затратишь, а галочку, что ты выступил, поставят. Нашёл научную статейку по теме, повытаскивал из неё кое-что, чуть разбавил водой, подсолил опытом - и готово!

    ОтветитьУдалить
  30. А баллы и за такой "компот", и за проблемное выступление дают одинаковые. "Пять минут позора и хлеб на всю жизнь!" - говорили в институте о защите диплома. А теперь это перенесли на аттестацию и баааааааалы...

    ОтветитьУдалить