Вопросом "Каким видят учителя его ученики?" я задался еще на первом году своей работы в школе. Совершенно случайно в ходе разговора с десятиклассниками выяснилось, что их представления о людях этой профессии, мягко говоря, несколько странны. При попытке приблизительно расписать средний день школьного учителя получалась следующая схема: подъем - путь в школу - проведение занятий - возвращение домой - подготовка уроков на следующий день - вечернее чтение (обязательно классика!) или просмотр выпуска новостей - сон. Периодически "допускаются" некоторые "отклонения" в виде походов в филармонию или в кино. Музыка, путешествия, какие-то личные увлечения отрицались ребятами в принципе. И стало мне как-то грустно: получался некий запрограммированный робот. Попытка обратиться к другим школьникам значительного успеха не принесла - кто-либо, отличающийся от вышеописанной модели, воспринимался как необычный, редкий учитель, исключение, лишь подтверждающее общее правило.
Сегодня, работая в классической гимназии, я имею возможность общаться с множеством интересных, нетривиально мыслящих детей, которые при этом обладают достаточно либеральными взглядами на окружающий мир вообще и на профессию учителя в частности. Поэтому я решил повторить эксперимент и выяснить, какие качества педагога они ставят во главу угла, что им нравится, а чего им хотелось бы избежать. Для этого ученикам 5, 6, 7, 8, 10 классов было предложено написать небольшое эссе на тему: "Каким вы видите современного учителя?"
Оговорюсь сразу, что предложенная тема была для многих учеников отнюдь не простой - попытаться выработать критерии оценки, стать "судьей" своего педагога многим показалась необычным. Некоторым ученикам (преимущественно 6-7 классов) оказалось сложно посмотреть на проблему с общих позиций, отрешиться от персоналий, суммировать и свести свои размышления в нечто цельное. Но, тем не менее, большинство ребят справились с заданием, предложив интересные и подчас неожиданные трактовки этой проблемы.
Ученики среднего звена на первое место ставят личностные качества учителя, для них отношения с педагогом несоизмеримо важнее самого урока. Походы в театр, музей, поездки за город, на экскурсии - такие пожелания встречались в каждой 2-3 работе. Для детей этого возраста важнее всего видеть перед собой человека, и лишь потом - учителя. На первый план они выдвигают хорошее отношение к ученику, возможность поговорить не только по предмету, а просто "по жизни", они ценят юмор в разговоре. К такому учителю хочется прийти в трудной ситуации, от него хочется получить дельный совет.
Если же говорить об учебном процессе (дети признают, что основное общение складывается в рамках урока и относится к обучению), то здесь наблюдаются достаточно интересные представления учеников о современном учителе. (Интересно, что 5-, 6-, 7-классники практически не разделяют понятия "современный" и "хороший", они для них синонимичны).
Значительным критерием для учеников среднего звена является умение учителя держать класс в руках. Несмотря на то, что ученику не всегда хочется сидеть на уроке, интересно поболтать с соседом, побаловаться, учитель, позволяющий устраивать из своего урока "базар", не нравится никому. На первый взгляд это может показаться странным, но для ученика этого возраста важно умение преподавателя управлять дисциплиной - необходимое условие успешности урока. Они сами согласны с тем, что нередко плохо себя ведут и не считают обидным стремление педагога пресечь это.
Большое значение для учеников имеет и умение интересно подать материал. В одной из работ встретилось поистине парадоксальное утверждение: "Я бы предпочла, чтобы мне рассказывали интересно не самое важное, чем нужную информацию, но занудно" (здесь и далее ответы учеников приводятся без стилистической правки). Учитель не должен пересказывать параграф из учебника, ведь дома "мы и сами это прочтем". Актуальным также является вопрос о стиле речи учителя. Думаю, что проблема речевого портрета учителя и его восприятия учениками - тема отдельного исследования, так как этот вопрос поднимается детьми не так уж редко. "В другой школе у нас была учительница, которая не выговаривала буквы и так картавила, что я ничего не понимала. Класс стоял на ушах, так как делать было больше нечего. Теперь мне очень нравится слушать нашу учительницу по литературе, так как она рассказывает урок по-разному: иногда шепотом, а может сорваться на крик (но не на нас). Это у нее зависит от того, о чем она говорит. Мне это нравится".
Естественно, дети хорошо реагируют на разного рода игровые моменты, которые они рассматривают как минутный отдых в общем ходе урока. "Я люблю, когда Юрий Владимирович задает трудные вопросы и при этом "вешает пятерку". Пятерка постепенно улетает, а мы за определенное количество ответов должны ее "поймать". Если мы не отвечаем на вопрос, пятерка "улетает". Мне хочется, чтобы таких игр было больше и у других учителей".
Что дети совершенно не приемлют - это отношение к себе "как к маленьким". Они зачастую настроены на серьезный диалог и хотят считать себя равными собеседниками. Если же учитель подчеркнуто высокомерен, то в подавляющем большинстве случаев диалог будет существенно затруднен. Такого же "результата" достигнет учитель в случае, если начнет высмеивать ученика на глазах одноклассников.
Внешний вид учителя занимает далеко не последнее место в детском восприятии. Ученики замечают, что одежда педагога не должна быть броской, вызывающей. Интересно, что некоторые ребята (в основном, девочки) категорически против ношения джинс учителями-женщинами. "Я считаю, - пишет один мальчик, - что учитель в пиджаке и галстуке уже своим видом настраивает урок по-своему". При этом дети достаточно либеральны, они могут допустить различный внешний вид учителя при условии, что он опрятен и обращает на себя внимание.
Интересен, на мой взгляд, различие в детском взгляде на учителей-мужчин и учителей-женщин. В силу того, что по сложившейся традиции, в большинстве случаев у доски стоит женщина, отношение к ней зачастую хуже, чем к представителям "сильной половины человечества". Одно и то же действие (например, повышенные интонации при обращении к ученику) может рассматриваться как проявление нервозности и истеричности (у женщин), так и силы и горячности (у мужчин). Учитель-мужчина, обычно рождает больший интерес у ребят, причем вне зависимости от того, мальчик это или девочка. Но одновременно с этим, если учительнице ребята могут зачастую что-то простить, то мужская "слабость" встречает резко негативную оценку в детских глазах.
Все как один, ребята отмечают необходимость высокой компетентности учителя. Это качество, конечно, актуализируется преимущественно в сознании старшеклассников, но и ученики средней школы в этом вопросе достаточно категоричны: "Учитель ДОЛЖЕН хорошо знать свой предмет". При этом они по-разному оценивают возможность произнесения учителем фразы "Я этого не знаю". У одних это факт низкого профессионализма ("Ну и чего он пришел учить, если сам не знает?"), у других реакция диамерально противоположна - они видят за этим признанием честность и начинают больше доверять такому человеку. Забегая вперед скажу, что старшеклассники в этом вопросе отдают предпочтение второму варианту, особенно если учитель не просто признается в собственном незнании, а продолжает мысль: "Но я обязательно это выясню".
При всем этом дети остаются детьми, и их работы пестрят пожеланиями немного задавать, не ставить двоек, поменьше спрашивать. Что ж, наверное, в этом плане реализация их мечты несколько проблематична...
Для старшеклассников, людей уже почти взрослых, представления о желаемом и современном учителе обозначены намного четче, чем у школьников среднего возраста. В одной из работ я нашел очень интересное объяснение понятия "современный учитель". "Что такое современный учитель? Тот, кто ходит с мобильником, в перстнях, и употребляет всякие модные словечки типа "прикол" и "клево"? Скорее, нет. Мне кажется, что учитель сможет стать современным только в том случае, если будет учить своих учеников не только своему предмету, но и такому взгляду на жизнь, с которым тем будет легко выйти из школы в жизнь и адаптироваться в ней. Школа сегодня должна готовить нас к жизни, а не просто учить каким-то ненужным предметам, которые мы сразу же забудем после экзаменов. И тогда мы сможем тоже быть современными, т.е. быть со-временем, а не оставать от него или бежать впереди". Мне кажется, что такое представление, во многих работах старшеколассников заметное, но невысказанное, является неким обобщением представлений учеников выпускных классов об этом термине.
Обратим внимание еще на ряд качеств, которыми обладает желаемый старшеклассниками преподаватель. Для экономии места ограничусь их перечислением. Итак, для подростков важны:
Как видите, с возрастом установки школьников сильно меняются, становятся в чем-то прагматичными, личностный момент перестает быть доминирующим, хотя не теряет своего значения. Основной упор делается на информативную компоненту урока, которая оказывается для многих ценнее, чем эмоциональная сторона преподавания. Кстати, ни в одной из работ старшеклассников я не увидел ни слова относительно дисциплины и умения "держать" класс. Это становится для учеников вторичным, они понимают, для чего приходят на урок, и болтовня, беспорядок, шум - лишь досадные и нечасто встречающиеся отклонения от нормы.
При всем этом во внеурочное время ученики старших классов с живостью откликаются на возможность поговорить, обсудить какие-либо насущные, волнующие их проблемы. Учитель, пытающийся не просто для вида соответствовать интересам подростков, а действительно интересующийся современной музыкой, литературой и склонный обсуждать это с учениками, имеет у них большую популярность. Это в свою очередь благотворно проецируется и на учебный процесс, утверждает профессиональный и личностный авторитет такого учителя.
Закончить свое небольшое исследование мне хотелось бы цитатой из работы одного 10-классника. "Почему-то наши представления о хорошем учителе зачастую сильно отличаются от действительности. То ли их жизнь портит, то ли мы так доводим? Но я знаю одно: учитель, несмотря ни на что - великая, сложная, в чем-то даже жертвенная профессия, и быть учителем, особенно хорошим и современным, ой как непросто! Немногим дано с этим справиться, но уж у кого получается, тот на всю жизнь в людях оставляет след благодарности и уважения".
Ради такого признания эту профессию стоит выбирать.
Сегодня, работая в классической гимназии, я имею возможность общаться с множеством интересных, нетривиально мыслящих детей, которые при этом обладают достаточно либеральными взглядами на окружающий мир вообще и на профессию учителя в частности. Поэтому я решил повторить эксперимент и выяснить, какие качества педагога они ставят во главу угла, что им нравится, а чего им хотелось бы избежать. Для этого ученикам 5, 6, 7, 8, 10 классов было предложено написать небольшое эссе на тему: "Каким вы видите современного учителя?"
Оговорюсь сразу, что предложенная тема была для многих учеников отнюдь не простой - попытаться выработать критерии оценки, стать "судьей" своего педагога многим показалась необычным. Некоторым ученикам (преимущественно 6-7 классов) оказалось сложно посмотреть на проблему с общих позиций, отрешиться от персоналий, суммировать и свести свои размышления в нечто цельное. Но, тем не менее, большинство ребят справились с заданием, предложив интересные и подчас неожиданные трактовки этой проблемы.
Ученики среднего звена на первое место ставят личностные качества учителя, для них отношения с педагогом несоизмеримо важнее самого урока. Походы в театр, музей, поездки за город, на экскурсии - такие пожелания встречались в каждой 2-3 работе. Для детей этого возраста важнее всего видеть перед собой человека, и лишь потом - учителя. На первый план они выдвигают хорошее отношение к ученику, возможность поговорить не только по предмету, а просто "по жизни", они ценят юмор в разговоре. К такому учителю хочется прийти в трудной ситуации, от него хочется получить дельный совет.
Если же говорить об учебном процессе (дети признают, что основное общение складывается в рамках урока и относится к обучению), то здесь наблюдаются достаточно интересные представления учеников о современном учителе. (Интересно, что 5-, 6-, 7-классники практически не разделяют понятия "современный" и "хороший", они для них синонимичны).
Значительным критерием для учеников среднего звена является умение учителя держать класс в руках. Несмотря на то, что ученику не всегда хочется сидеть на уроке, интересно поболтать с соседом, побаловаться, учитель, позволяющий устраивать из своего урока "базар", не нравится никому. На первый взгляд это может показаться странным, но для ученика этого возраста важно умение преподавателя управлять дисциплиной - необходимое условие успешности урока. Они сами согласны с тем, что нередко плохо себя ведут и не считают обидным стремление педагога пресечь это.
Большое значение для учеников имеет и умение интересно подать материал. В одной из работ встретилось поистине парадоксальное утверждение: "Я бы предпочла, чтобы мне рассказывали интересно не самое важное, чем нужную информацию, но занудно" (здесь и далее ответы учеников приводятся без стилистической правки). Учитель не должен пересказывать параграф из учебника, ведь дома "мы и сами это прочтем". Актуальным также является вопрос о стиле речи учителя. Думаю, что проблема речевого портрета учителя и его восприятия учениками - тема отдельного исследования, так как этот вопрос поднимается детьми не так уж редко. "В другой школе у нас была учительница, которая не выговаривала буквы и так картавила, что я ничего не понимала. Класс стоял на ушах, так как делать было больше нечего. Теперь мне очень нравится слушать нашу учительницу по литературе, так как она рассказывает урок по-разному: иногда шепотом, а может сорваться на крик (но не на нас). Это у нее зависит от того, о чем она говорит. Мне это нравится".
Естественно, дети хорошо реагируют на разного рода игровые моменты, которые они рассматривают как минутный отдых в общем ходе урока. "Я люблю, когда Юрий Владимирович задает трудные вопросы и при этом "вешает пятерку". Пятерка постепенно улетает, а мы за определенное количество ответов должны ее "поймать". Если мы не отвечаем на вопрос, пятерка "улетает". Мне хочется, чтобы таких игр было больше и у других учителей".
Что дети совершенно не приемлют - это отношение к себе "как к маленьким". Они зачастую настроены на серьезный диалог и хотят считать себя равными собеседниками. Если же учитель подчеркнуто высокомерен, то в подавляющем большинстве случаев диалог будет существенно затруднен. Такого же "результата" достигнет учитель в случае, если начнет высмеивать ученика на глазах одноклассников.
Внешний вид учителя занимает далеко не последнее место в детском восприятии. Ученики замечают, что одежда педагога не должна быть броской, вызывающей. Интересно, что некоторые ребята (в основном, девочки) категорически против ношения джинс учителями-женщинами. "Я считаю, - пишет один мальчик, - что учитель в пиджаке и галстуке уже своим видом настраивает урок по-своему". При этом дети достаточно либеральны, они могут допустить различный внешний вид учителя при условии, что он опрятен и обращает на себя внимание.
Интересен, на мой взгляд, различие в детском взгляде на учителей-мужчин и учителей-женщин. В силу того, что по сложившейся традиции, в большинстве случаев у доски стоит женщина, отношение к ней зачастую хуже, чем к представителям "сильной половины человечества". Одно и то же действие (например, повышенные интонации при обращении к ученику) может рассматриваться как проявление нервозности и истеричности (у женщин), так и силы и горячности (у мужчин). Учитель-мужчина, обычно рождает больший интерес у ребят, причем вне зависимости от того, мальчик это или девочка. Но одновременно с этим, если учительнице ребята могут зачастую что-то простить, то мужская "слабость" встречает резко негативную оценку в детских глазах.
Все как один, ребята отмечают необходимость высокой компетентности учителя. Это качество, конечно, актуализируется преимущественно в сознании старшеклассников, но и ученики средней школы в этом вопросе достаточно категоричны: "Учитель ДОЛЖЕН хорошо знать свой предмет". При этом они по-разному оценивают возможность произнесения учителем фразы "Я этого не знаю". У одних это факт низкого профессионализма ("Ну и чего он пришел учить, если сам не знает?"), у других реакция диамерально противоположна - они видят за этим признанием честность и начинают больше доверять такому человеку. Забегая вперед скажу, что старшеклассники в этом вопросе отдают предпочтение второму варианту, особенно если учитель не просто признается в собственном незнании, а продолжает мысль: "Но я обязательно это выясню".
При всем этом дети остаются детьми, и их работы пестрят пожеланиями немного задавать, не ставить двоек, поменьше спрашивать. Что ж, наверное, в этом плане реализация их мечты несколько проблематична...
Для старшеклассников, людей уже почти взрослых, представления о желаемом и современном учителе обозначены намного четче, чем у школьников среднего возраста. В одной из работ я нашел очень интересное объяснение понятия "современный учитель". "Что такое современный учитель? Тот, кто ходит с мобильником, в перстнях, и употребляет всякие модные словечки типа "прикол" и "клево"? Скорее, нет. Мне кажется, что учитель сможет стать современным только в том случае, если будет учить своих учеников не только своему предмету, но и такому взгляду на жизнь, с которым тем будет легко выйти из школы в жизнь и адаптироваться в ней. Школа сегодня должна готовить нас к жизни, а не просто учить каким-то ненужным предметам, которые мы сразу же забудем после экзаменов. И тогда мы сможем тоже быть современными, т.е. быть со-временем, а не оставать от него или бежать впереди". Мне кажется, что такое представление, во многих работах старшеколассников заметное, но невысказанное, является неким обобщением представлений учеников выпускных классов об этом термине.
Обратим внимание еще на ряд качеств, которыми обладает желаемый старшеклассниками преподаватель. Для экономии места ограничусь их перечислением. Итак, для подростков важны:
- психологический комфорт обучения;
- чувство юмора, интересная манера подачи материала;
- разговор обязательно по делу, а не "вообще";
- отсутствие придирок к мелочам, главное, видеть, - работает ученик или нет;
- высокие требования учителя к самому себе и к ученику;
- понимание учителем того, что он - не единственный в школе, что есть еще другие учителя и предметы, на которых тоже задают д.з.;
- высокая компетентность;
- умение сориентировать ученика на определенный ВУЗ и помочь в подготовке к поступлению.
Как видите, с возрастом установки школьников сильно меняются, становятся в чем-то прагматичными, личностный момент перестает быть доминирующим, хотя не теряет своего значения. Основной упор делается на информативную компоненту урока, которая оказывается для многих ценнее, чем эмоциональная сторона преподавания. Кстати, ни в одной из работ старшеклассников я не увидел ни слова относительно дисциплины и умения "держать" класс. Это становится для учеников вторичным, они понимают, для чего приходят на урок, и болтовня, беспорядок, шум - лишь досадные и нечасто встречающиеся отклонения от нормы.
При всем этом во внеурочное время ученики старших классов с живостью откликаются на возможность поговорить, обсудить какие-либо насущные, волнующие их проблемы. Учитель, пытающийся не просто для вида соответствовать интересам подростков, а действительно интересующийся современной музыкой, литературой и склонный обсуждать это с учениками, имеет у них большую популярность. Это в свою очередь благотворно проецируется и на учебный процесс, утверждает профессиональный и личностный авторитет такого учителя.
Закончить свое небольшое исследование мне хотелось бы цитатой из работы одного 10-классника. "Почему-то наши представления о хорошем учителе зачастую сильно отличаются от действительности. То ли их жизнь портит, то ли мы так доводим? Но я знаю одно: учитель, несмотря ни на что - великая, сложная, в чем-то даже жертвенная профессия, и быть учителем, особенно хорошим и современным, ой как непросто! Немногим дано с этим справиться, но уж у кого получается, тот на всю жизнь в людях оставляет след благодарности и уважения".
Ради такого признания эту профессию стоит выбирать.
Комментариев нет:
Отправить комментарий