Положу сюда — чтобы можно было ссылку давать при необходимости, чтобы отвечать на вопрос: что я в Вышке делаю. Пусть тут полежит.
четверг, 24 октября 2013 г.
Презентация курса в Вышке
17.10 в Москве три часа представлял свой курс в Вышке. Из 35 человек записалось 34 (ночь не спал, все думал, кто тот один, который нарушил мировую гармонию?). Теперь в этом году у меня две московские группы, с которыми будем работать в дистанте + питерская группа — в очном формате.
Положу сюда — чтобы можно было ссылку давать при необходимости, чтобы отвечать на вопрос: что я в Вышке делаю. Пусть тут полежит.
Положу сюда — чтобы можно было ссылку давать при необходимости, чтобы отвечать на вопрос: что я в Вышке делаю. Пусть тут полежит.
Как мы вставляли гуглобэйдж на гуглосайт
Как говорится, а начиналось все так безоблачно...
В какой-то момент я понял, что в блоге Клуба нет ссылки на клубное сообщество. Ну так не проблема: нашел в гуглокартинках приличное лого Google+, сохранил и в HTML-гаджет блога вставил картинку, сопроводив его ссылкой. О чем с гордостью сообщил в сообществе. В комментариях к этому посту +Lada Breskina дала наводку на более изящное решение — как это сделать штатными средствами Гугла. Я посмотрел, сказал спасибо, сделал в блоге Клуба и остался полностью счастлив.
Но лихо настигло откуда не ждали.
Через некоторое время — чат с +Maria Sonina:
Через 15 минут экспериментов пришлось признать:
Сперва покопался в Рунете — ноль эмоций. Т.е. вообще, даже вопроса такого ни у кого не возникало, сплошное зимбабве. Полез в импортный, вражеский Инет. Проблема оказалась какая? Указанные скрипты бэйджей для отображения сообщества отлично работают на сайтах на Joomla, на WordPress (либо просто вставляются, либо есть плагины для этих систем), на рукописные сайты, на ресурсы на Blogger. А на гуглосайты — не вставляются. Причина в том, что движок гуглосайтов не позволяет вставлять тег <script> (который, как известно, идет до <head>) — наверное, из соображений безопасности (хотя Blogger это делать умеет:))) На англоязычных гуглофорумах народ тоже с этой проблемой сталкивался, но единственным решением было — писать свой гаджет для гуглосайта. Хммм, это мне не подходит по причине врожденной или благоприобретенной серости.
Параллельно начал писать ахтунги: в сообщество «Учимся с Гугл» написал пост, то же самое сделал в англоязычном сообществе "Google Sites".
В итоге люди помогли. Спасибо +Elliott Shafii, который написал свой гаджет для этой цели. Еще большее спасибо +Andrey Korhonen за его более функциональный гаджет.
Параллельно +Сергей Катальников опубликовал ссылку «Как создать свой гаджет для Google Sites» — может, кому-то будет полезно, я с этой кухней разобрался ранее, пока шастал по вражеским форумам. Механизм-то понятен, но вот гаджеты писать не умею:))
Что в итоге. Рассказываю, как вставлять бэйдж сообщества в страницу гуглосайта.
Заходим на страницу гуглосайта. Редактируем страницу. Ставим курсор на место, где будет отображаться бэйдж. Меню Вставка → Дополнительные гаджеты. В открывшемся поле выбираем слева «Добавить гаджет по URL». Вставляем XML-файл, например, от +Andrey Korhonen: http://hosting.gmodules.com/ig/gadgets/file/109550275381665698292/gpluscompagebadge.xml В поле «Вставьте код страницы сообщества в G+: https://plus.google.com/communities/_код страницы сообщества_ (обязательно)» указываем ID сообщества: в случае моего Клуба —
105209146084721880162. Нажимаем ОК, сохраняем страницу.
Наслаждаемся! На гуглосайте возникает вот такое чудо:
Спрашивается, стоило мучиться? Конечно!
1. Разобрался, как добавляются в гуглосайты гаджеты по URL. При анализе XML-кодов гаджетов, в принципе, понял, как они устроены.
2. От +Andrey Korhonen поступило заманчивое предложение: «Предлагаю устроить хэнгаут, где я поделюсь своими знаниями по гаджетам и использовании их на Google Sites. Нужно только определиться с датой и временем». Кому интересно — давайте соберемся и назначим время (отмечаемся в комментах!). Правда, не очень понятен требуемый IT-уровень для этого...
3. И Самое вкусное. Пока копался в куче источников — насохранял себе массу интересных ссылок на всякие кунштюки с гуглосайтами. Просто балдел. Делюсь. Естессно, все на английском, но опцию «Перевести на русский» в контексном меню Chrome никто ведь не отменил, правда?:))
мессию миссию!
В какой-то момент я понял, что в блоге Клуба нет ссылки на клубное сообщество. Ну так не проблема: нашел в гуглокартинках приличное лого Google+, сохранил и в HTML-гаджет блога вставил картинку, сопроводив его ссылкой. О чем с гордостью сообщил в сообществе. В комментариях к этому посту +Lada Breskina дала наводку на более изящное решение — как это сделать штатными средствами Гугла. Я посмотрел, сказал спасибо, сделал в блоге Клуба и остался полностью счастлив.
Но лихо настигло откуда не ждали.
Через некоторое время — чат с +Maria Sonina:
Maria Sonina: пытаюсь понять, как на сайт поставить такой же красивый значок, как ты в клубном блоге сделал, и не могу, тупая...
Yuri Eelmaa: значок?
Maria Sonina: да, сижу на этой странице и ни черта не понимаю. на пенсию, срочно!
Yuri Eelmaa: сообщества?
Maria Sonina: да. на сайт проекта добавить значок проекта
Yuri Eelmaa: на сайт или в блог?
Maria Sonina: на сайт проекта добавить значок сообщества проекта. сейчас у нас просто картинка кликабельная
Yuri Eelmaa: в режиме HTML страницы вставляешь
<script src="https://apis.google.com/js/plusone.js" type="text/javascript"></script>
<g:community href="https://plus.google.com/communities/{communityId}"></g:community>
вместо https://plus.google.com/communities/{communityId} вставляешь ссылку на свое коммьюнити в гуглоплюсе. все
Maria Sonina: мне пишет, что недопустимый HTML. и сносит весь скрипт целиком.
Yuri Eelmaa: вижу. щас
Yuri Eelmaa: значок?
Maria Sonina: да, сижу на этой странице и ни черта не понимаю. на пенсию, срочно!
Yuri Eelmaa: сообщества?
Maria Sonina: да. на сайт проекта добавить значок проекта
Yuri Eelmaa: на сайт или в блог?
Maria Sonina: на сайт проекта добавить значок сообщества проекта. сейчас у нас просто картинка кликабельная
Yuri Eelmaa: в режиме HTML страницы вставляешь
<script src="https://apis.google.com/js/plusone.js" type="text/javascript"></script>
<g:community href="https://plus.google.com/communities/{communityId}"></g:community>
вместо https://plus.google.com/communities/{communityId} вставляешь ссылку на свое коммьюнити в гуглоплюсе. все
Maria Sonina: мне пишет, что недопустимый HTML. и сносит весь скрипт целиком.
Yuri Eelmaa: вижу. щас
Через 15 минут экспериментов пришлось признать:
Yuri Eelmaa: да, задачка лихая... но я ее победю
Сперва покопался в Рунете — ноль эмоций. Т.е. вообще, даже вопроса такого ни у кого не возникало, сплошное зимбабве. Полез в импортный, вражеский Инет. Проблема оказалась какая? Указанные скрипты бэйджей для отображения сообщества отлично работают на сайтах на Joomla, на WordPress (либо просто вставляются, либо есть плагины для этих систем), на рукописные сайты, на ресурсы на Blogger. А на гуглосайты — не вставляются. Причина в том, что движок гуглосайтов не позволяет вставлять тег <script> (который, как известно, идет до <head>) — наверное, из соображений безопасности (хотя Blogger это делать умеет:))) На англоязычных гуглофорумах народ тоже с этой проблемой сталкивался, но единственным решением было — писать свой гаджет для гуглосайта. Хммм, это мне не подходит по причине врожденной или благоприобретенной серости.
Параллельно начал писать ахтунги: в сообщество «Учимся с Гугл» написал пост, то же самое сделал в англоязычном сообществе "Google Sites".
В итоге люди помогли. Спасибо +Elliott Shafii, который написал свой гаджет для этой цели. Еще большее спасибо +Andrey Korhonen за его более функциональный гаджет.
Параллельно +Сергей Катальников опубликовал ссылку «Как создать свой гаджет для Google Sites» — может, кому-то будет полезно, я с этой кухней разобрался ранее, пока шастал по вражеским форумам. Механизм-то понятен, но вот гаджеты писать не умею:))
Что в итоге. Рассказываю, как вставлять бэйдж сообщества в страницу гуглосайта.
Заходим на страницу гуглосайта. Редактируем страницу. Ставим курсор на место, где будет отображаться бэйдж. Меню Вставка → Дополнительные гаджеты. В открывшемся поле выбираем слева «Добавить гаджет по URL». Вставляем XML-файл, например, от +Andrey Korhonen: http://hosting.gmodules.com/ig/gadgets/file/109550275381665698292/gpluscompagebadge.xml В поле «Вставьте код страницы сообщества в G+: https://plus.google.com/communities/_код страницы сообщества_ (обязательно)» указываем ID сообщества: в случае моего Клуба —
105209146084721880162. Нажимаем ОК, сохраняем страницу.
Наслаждаемся! На гуглосайте возникает вот такое чудо:
Спрашивается, стоило мучиться? Конечно!
1. Разобрался, как добавляются в гуглосайты гаджеты по URL. При анализе XML-кодов гаджетов, в принципе, понял, как они устроены.
2. От +Andrey Korhonen поступило заманчивое предложение: «Предлагаю устроить хэнгаут, где я поделюсь своими знаниями по гаджетам и использовании их на Google Sites. Нужно только определиться с датой и временем». Кому интересно — давайте соберемся и назначим время (отмечаемся в комментах!). Правда, не очень понятен требуемый IT-уровень для этого...
3. И Самое вкусное. Пока копался в куче источников — насохранял себе массу интересных ссылок на всякие кунштюки с гуглосайтами. Просто балдел. Делюсь. Естессно, все на английском, но опцию «Перевести на русский» в контексном меню Chrome никто ведь не отменил, правда?:))
- Mary Fran's Getting Started with Google Sites — хороший сайт для новичков, подробно про все функции + как вставлять в гуглосайт массу всего
- Google Sites Examples — миллионы примеров использования того, как в гуглосайт вставляется все, что есть на свете, как делать свои шаблоны, что можно делать, если вы понимаете HTML и CSS
- Страница по теме на Annuaire du Vin — разные хаутусы, хоть про то, как в гуглосайт блог встраивать!
- philridout's Google Sites help site — тут я завис надолго, автор — Google Sites Top Contributor (в общем — крутой мэн); навигация по самому вкусному выведена на длиннющую первую страницу. Полный musthave!
- Google Sites Help by K80MS — еще одни бездонные недра «на покопаться»
- Google Sites Best Practices - Tips&Tricks — список занятных кунштюков
- Google Sites Web Design — живой блог по сабжу, что говорить, в RSS его тащить надо!
- Mori79 — масса ссылок всюду на этого иранского паренька, который, по его словам, "Google Sites Guru" — брат мой, то бишь:) Тут тоже некоторое количество хаутусов
- Steegle for Tutorials — ну и под конец просто Мекка гуглосайтовода! Откройте страницу и придержите разбегающиеся глаза! Меня особенно впечатлил гаджет, вставляющий презентацию-слайдшоу из гуглодоков: красотища какая!
понедельник, 21 октября 2013 г.
От УНДО до РЕДО
У меня в блоге есть тег «идиоты», впору вводить новый «экий-я-балбес».
Веду занятие по вебдванольщине. В группе на задней парте сидит учительница английского, периодически поправляющая мой не всегда оксфордский прононс. И правильно делает. Люди спрашивают про отмену действия в программе. Я говорю:
— Для этого есть кнопочка «УНДО» (которая Undo) или нажимаем Ctrl+Z (мою любовь к хоткеям мне все слушатели всегда поминают недобрым словом).
С задней парты голос:
— Не УНДО, а АНДУ.
— Почему? — спрашиваю я.
— Потому что это значит «не делать».
Я как баран смотрю на свою «унду». И тут понимаю, что никогда не задумывался, что это составное слово: приставка и корень. И оно английское! Как я думал раньше? Никак не думал, даже не задумывался, что это значит. Может, какое-то сокращение латинское, мне незнакомое...
Тут делаю второе открытие за последнюю минуту:
— А Redo — это же повторение действия.
И выгляжу как озаренный откровением идиот.
P.S. Из подобного: я много лет в цоевской «Звезде по имени Солнце» слышал:
И две тысячи лет война,
Война без особых причин.
Война, где ломала ты (вместо «Война - дело молодых»)
Лекарство против морщин.
Почему и какие лекарства надо ломать — никогда не думал, пока текст не увидел.
А у вас были такие истории?
P.S. Хороший неологизм получился: отундодоредо, отундодоредо... Напевный. От рассвета до заката, от рождения до смерти, от Мендельсона до Шопена, отундодоредо...
Веду занятие по вебдванольщине. В группе на задней парте сидит учительница английского, периодически поправляющая мой не всегда оксфордский прононс. И правильно делает. Люди спрашивают про отмену действия в программе. Я говорю:
— Для этого есть кнопочка «УНДО» (которая Undo) или нажимаем Ctrl+Z (мою любовь к хоткеям мне все слушатели всегда поминают недобрым словом).
С задней парты голос:
— Не УНДО, а АНДУ.
— Почему? — спрашиваю я.
— Потому что это значит «не делать».
Я как баран смотрю на свою «унду». И тут понимаю, что никогда не задумывался, что это составное слово: приставка и корень. И оно английское! Как я думал раньше? Никак не думал, даже не задумывался, что это значит. Может, какое-то сокращение латинское, мне незнакомое...
Тут делаю второе открытие за последнюю минуту:
— А Redo — это же повторение действия.
И выгляжу как озаренный откровением идиот.
P.S. Из подобного: я много лет в цоевской «Звезде по имени Солнце» слышал:
И две тысячи лет война,
Война без особых причин.
Война, где ломала ты (вместо «Война - дело молодых»)
Лекарство против морщин.
Почему и какие лекарства надо ломать — никогда не думал, пока текст не увидел.
А у вас были такие истории?
P.S. Хороший неологизм получился: отундодоредо, отундодоредо... Напевный. От рассвета до заката, от рождения до смерти, от Мендельсона до Шопена, отундодоредо...
среда, 9 октября 2013 г.
Диссеминирующие
Пока писал статью про тиражируемость чуть не ввернул модное слово диссеминация. Потому что на каждом углу слышу. Но вовремя прикусил язык. Потому что нельзя. На правах экс-филолога и лингвиста в анамнезе разрешите объясниться.
Маленький ликбез. Нет нужды говорить, что в современный русский язык постоянно проникают — когда оправданно, когда не очень — иностранные, в большинстве случаев, англоязычные слова. Вполне нормальный процесс. Мы говорим не электронно-вычислительная машина, а компьютер — потому что удобнее. Мы используем слово инаугурация, а не вступление в должность — по тем же причинам; плюс используется только в отношении первых лиц, а не просто начальников (фраза инаугурация начальника ЖЭКа заставляет задуматься...). Это вещи понятные и оправданные.
Но часто бывает слепое и бездумное копирование английского слова (чтобы поумнее да позаковыристей звучало!), которое ничего не привносит. Получается всем нам знакомый волапюк: «Наши затраты на производство бакелита конгруэнтны выделяемым на это суммам» или «При наличии девелопмента решить вопрос роста сэйлов возможно в ближайшие месяцы»
А есть самый страшный зверь: ситуации, когда заимствования не только тупо копируют иноязычное слово, но и оказываются грамматической ошибкой. Типичный пример — веб-сайт. В английском действительно есть понятие website. Но там есть и слово site, которое может пониматься и как географическое, и как археологическое, и как место для стройплощадки. И в английском надо пояснить, что за site, потому и пишут для обозначения интернет-единицы website, т.е. site in the Web. В русском другого значения у сайта нет, поэтому писать веб-сайт просто глупо. Масло масляное. Плеоназм.
Или так любимое методистами и чиновниками разных мастей недавно появившееся слово диссеминация. Вбиваем в Гугл и видим, что оно преимущественно используется в словосочетании диссеминация педагогического опыта. Посмотрим, что слово значит-то:
В общем, перед нами типичный профессионализм, который употребляется только медиками и никаких других контекстов нет. Нормальная ситуация, когда термин в определенной области знаний закрепляется и обозначает узкие, конкретные вещи.
Но откуда же взялась диссеминация опыта? Упс, какой скриншот:

Получается, что «диссеминировать» можно только педагогический или инновационный опыт, или, что еще страшнее, инновационно-педагогический. Ни в каких других «инновационных» областях никто ничего не «диссеминирует».
Особенно радуют педагогические лингвоэкзерсисы «Что мы понимаем под диссеминацией педагогического опыта?». Цитаты прекрасны:
Скулы не свело? Не икалось, пока читали. Ну значит вам больше повезло...
Резюмируем. Никакой диссеминации в педагогике нет. Есть отличное слово «распространение» (буквально: увеличение в пространстве) — им и пользуйтесь. Есть английское слово "dissemination", которое примерно это и значит: "the act of spreading something, especially information, widely; circulation" Но в русском языке это используется только как медицинский термин, причем в большинстве случаев — онкологический. Они бы еще «диссеминировали метастазы опыта» — тоже было бы лихо.
Откуда взялось? Фиг знает. Какой-то кретин-методист писалдиссем... диссертацию и решил поумничать. Потом не менее талантливый начальник ввернул в какое-то положение/постановление/уложение. Хор не привыкших задумываться учителок написал на знамени и понесся диссеминироваться. Только голову забыли включить.
P.S. Хотя, признаться, если еще раз прочитать это обсуждение, может и оставить такой термин? Может их диссеминирующий опыт как раз и надо лучевой или химиотерапией обрабатывать? Тогда все слова свои беру обратно.
Маленький ликбез. Нет нужды говорить, что в современный русский язык постоянно проникают — когда оправданно, когда не очень — иностранные, в большинстве случаев, англоязычные слова. Вполне нормальный процесс. Мы говорим не электронно-вычислительная машина, а компьютер — потому что удобнее. Мы используем слово инаугурация, а не вступление в должность — по тем же причинам; плюс используется только в отношении первых лиц, а не просто начальников (фраза инаугурация начальника ЖЭКа заставляет задуматься...). Это вещи понятные и оправданные.
Но часто бывает слепое и бездумное копирование английского слова (чтобы поумнее да позаковыристей звучало!), которое ничего не привносит. Получается всем нам знакомый волапюк: «Наши затраты на производство бакелита конгруэнтны выделяемым на это суммам» или «При наличии девелопмента решить вопрос роста сэйлов возможно в ближайшие месяцы»
А есть самый страшный зверь: ситуации, когда заимствования не только тупо копируют иноязычное слово, но и оказываются грамматической ошибкой. Типичный пример — веб-сайт. В английском действительно есть понятие website. Но там есть и слово site, которое может пониматься и как географическое, и как археологическое, и как место для стройплощадки. И в английском надо пояснить, что за site, потому и пишут для обозначения интернет-единицы website, т.е. site in the Web. В русском другого значения у сайта нет, поэтому писать веб-сайт просто глупо. Масло масляное. Плеоназм.
Или так любимое методистами и чиновниками разных мастей недавно появившееся слово диссеминация. Вбиваем в Гугл и видим, что оно преимущественно используется в словосочетании диссеминация педагогического опыта. Посмотрим, что слово значит-то:
Диссеминация (лат. disseminatio, от dissemino - рассеиваю, распространяю), распространение возбудителя из инфекционного и изолированного очага или клеток опухоли из основного узла в пределах органа или по всему организму через кровеносную и лимфатическую системы. Вслед за Диссеминация обычно наступает генерализация патологического процесса: развитие новых, часто многочисленных, очагов (метастазов). (БСЭ)
ДИССЕМИНАЦИЯ (disseminatio; лат. disseminare рассеивать, распространять; син. обсеменение) - распространение возбудителя инфекционной болезни из первичного очага или опухолевых клеток из основного узла опухоли по кровеносным и лимфатическим сосудам в пределах одного органа или всего организма. Возникновение новых патол, очагов после Д. происходит при изменении общей и местной реактивности организма. (Краткая медицинская энциклопедия)
ДИССЕМИНАЦИЯ (от лат. disseminatio - сеяние - распространение), распространение возбудителя болезни из первичного очага болезни по кровеносным или лимфатическим путям, серозным оболочкам (при туберкулезе, сепсисе и т. д.). (Большой Энциклопедический словарь)
ДИССЕМИНАЦИЯ (disseminatio; лат. disseminare рассеивать, распространять; син. обсеменение) - распространение возбудителя инфекционной болезни из первичного очага или опухолевых клеток из основного узла опухоли по кровеносным и лимфатическим сосудам в пределах одного органа или всего организма. Возникновение новых патол, очагов после Д. происходит при изменении общей и местной реактивности организма. (Краткая медицинская энциклопедия)
ДИССЕМИНАЦИЯ (от лат. disseminatio - сеяние - распространение), распространение возбудителя болезни из первичного очага болезни по кровеносным или лимфатическим путям, серозным оболочкам (при туберкулезе, сепсисе и т. д.). (Большой Энциклопедический словарь)
В общем, перед нами типичный профессионализм, который употребляется только медиками и никаких других контекстов нет. Нормальная ситуация, когда термин в определенной области знаний закрепляется и обозначает узкие, конкретные вещи.
Но откуда же взялась диссеминация опыта? Упс, какой скриншот:

Получается, что «диссеминировать» можно только педагогический или инновационный опыт, или, что еще страшнее, инновационно-педагогический. Ни в каких других «инновационных» областях никто ничего не «диссеминирует».
Особенно радуют педагогические лингвоэкзерсисы «Что мы понимаем под диссеминацией педагогического опыта?». Цитаты прекрасны:
Несколько лет назад на Всероссийском интернет-педсовете был тема "А я делаю так". И если я делаю так, имею вот такие результаты - я могу поделиться своим опытом и научить вас, давайте вместе поработаем и попробуем получить еще более высокие и интересные результаты. Вот это и будет диссеминация, на мой взгляд. В нашем районе методкабинет на августовском педсовете подвел итоги интересного конкурса проектов по диссеминации педагогического опыта коллективов школ. Победители этого конкурса и занимаются диссеминацией своего опыта - проводят занятия в Школе мастеров. Кто-то будет работать 1 год, кто-то 2 года. И по окончании работы участники групп должны представить свои результаты, наработки. Думается, это будет полезная педагогическая деятельность. С уважением Антосюк Любовь Михайловна
Диссименация - возможность распространения положительного педагогического опыта, способ реализации инновационных программ, поддержка педагогических инициатив. наверное, это можно представить так: инновационный опыт → его описание → распространение + сопрповождение → результат. Главное в диссеминации - желание работать творчески, постоянно учиться, общаться с коллегами. В нашем районе уже прошел первый семинар по диссеминации. Общение с коллегами было интересным, полезным. Особенно радует, когда появляются единомышленники, готовые не только принять опыт, но и поделиться своим, посоветовать, поддержать. Татьяна Викторовна Тимошина.
Модернизация образования не только интенсифицировала инновационную деятельность педагогических коллективов и творчески настроенных учителей, но и породила потребность в обновлении форм и методов распространения опыта. Сегодня это понятие включает в себя процессы представления, передачи и сопровождения работы по освоению передового опыта на теоретическом, методическом и практическом уровнях. Иннновационный опыт является серьезным потенциальным ресурсом дальнейшего развития образования.
В целях достижения системных эффектов в этом направлении посредством активного распространения передового педагогического опыта необходима организация работы по его представлению педагогическому сообществу. Это рождает проблемы квалифицированного выявления сути педагогических инноваций, технологичного описания опыта лучших учителей и распространения лучших образцов, проблемы организации и мониторинга распространения инновационного опыта образовательных учреждений и учителей. В связи с перечисленными проблемами работа по распространению передового педагогического опыта является сегодня очень актуальной и нуждается в дальнейшем развитии и совершенствовании. Наталия Николаевна Сумбаева.
Диссименация - возможность распространения положительного педагогического опыта, способ реализации инновационных программ, поддержка педагогических инициатив. наверное, это можно представить так: инновационный опыт → его описание → распространение + сопрповождение → результат. Главное в диссеминации - желание работать творчески, постоянно учиться, общаться с коллегами. В нашем районе уже прошел первый семинар по диссеминации. Общение с коллегами было интересным, полезным. Особенно радует, когда появляются единомышленники, готовые не только принять опыт, но и поделиться своим, посоветовать, поддержать. Татьяна Викторовна Тимошина.
Модернизация образования не только интенсифицировала инновационную деятельность педагогических коллективов и творчески настроенных учителей, но и породила потребность в обновлении форм и методов распространения опыта. Сегодня это понятие включает в себя процессы представления, передачи и сопровождения работы по освоению передового опыта на теоретическом, методическом и практическом уровнях. Иннновационный опыт является серьезным потенциальным ресурсом дальнейшего развития образования.
В целях достижения системных эффектов в этом направлении посредством активного распространения передового педагогического опыта необходима организация работы по его представлению педагогическому сообществу. Это рождает проблемы квалифицированного выявления сути педагогических инноваций, технологичного описания опыта лучших учителей и распространения лучших образцов, проблемы организации и мониторинга распространения инновационного опыта образовательных учреждений и учителей. В связи с перечисленными проблемами работа по распространению передового педагогического опыта является сегодня очень актуальной и нуждается в дальнейшем развитии и совершенствовании. Наталия Николаевна Сумбаева.
Скулы не свело? Не икалось, пока читали. Ну значит вам больше повезло...
Резюмируем. Никакой диссеминации в педагогике нет. Есть отличное слово «распространение» (буквально: увеличение в пространстве) — им и пользуйтесь. Есть английское слово "dissemination", которое примерно это и значит: "the act of spreading something, especially information, widely; circulation" Но в русском языке это используется только как медицинский термин, причем в большинстве случаев — онкологический. Они бы еще «диссеминировали метастазы опыта» — тоже было бы лихо.
Откуда взялось? Фиг знает. Какой-то кретин-методист писал
P.S. Хотя, признаться, если еще раз прочитать это обсуждение, может и оставить такой термин? Может их диссеминирующий опыт как раз и надо лучевой или химиотерапией обрабатывать? Тогда все слова свои беру обратно.
Нетиражируемость нестабильного
На днях в RSS-ридере (после смерти GoogleReader я благополучно пересел на InoReader и полностью счастлив) наткнулся на совершенно не образовательную статью. Автор — дизайнер и проектировщик интерфейсов (обычно это довольно толковые ребята). Статья называлась «Культура нестабильных процессов», была написана в совершенно неформальном ключе и даже с матом. Но там была высказана одна очень важная вещь: что культура появляется вокруг нестабильных процессов.
Я начал переносить эту идею на свою деятельность, на вопрос о том, чему можно научить и что можно внедрить. Но буквально через несколько дней в анонсе октябрьской встречи Клуба, говоря о педагогической технологии, +Константин Шапиро задается вопросом «Тиражируемо ли это?» Я сразу же вспоминаю обязательный в любых проектных отчетах пункт про тиражируемость опыта, как он переносится на другие условия, можно ли эти модель/проект/эксперимент повторить. Вот буквально совсем недавно отчитывались в КО по эксперименту в 296 школе и что-то отвечали на этот стандартный вопрос. Отвечали, что, конечно, можно. Как? — никто не знает:)
Еще вспоминается два поста из блога Константина Михайловича Ушакова: статья «Термодинамика и школа» и пост «Будем мерить сложность». Две важные цитаты из этих текстов.
Прочитал и подумал, что эту мысль стоило бы продолжить. Яркими являются еще и нестабильные, не прогнозируемо получающиеся, случайные системы. Если понимать стабильность как прочность по отношению к внешним воздействиям или к сопротивлению при потере ключевых звеньев в системе. Что будет с челябинской школой, если из нее уйдет Попов? Что будет с 239-ой, если оттуда, например, исчезнет Филиппов с роботами или в 610-й перестанут учить латынь с греческим и закроют «Античный кабинет» с журналом «Абарис»? Это сложные системы? Да. Нестабильные? Конечно. Примеры можно продолжать и продолжать.
И отсюда же становится понятна мифическая относительность понятия «тиражируемость опыта». Чушь это все. Все, что можно тиражировать, сегодня загоняется в компьютер, человек нужен для другого. Было бы все просто — растиражируйте повсюду Лицей и штампуйте на конвейере пушкиных с горчаковыми. Или ждите, пока он превратится в отстойник, в котором учился Салтыков-Щедрин, который тоже выпускник Лицея, но совсем другого времени.
А как же тогда, в принципе, учить/распространять и т.д. Где, покажите нам, Отчества отцы, которых мы должны принять за образцы? Да нигде. И нечего за мифы хвататься. Если система проста (в нашем контексте — педагог, который самодоволен и не хочет учиться, который узко мыслит, который предметно не образован) я могу научить нажимать кнопочки в PowerPoint, но не могу научить человека «думать» презентацией. Я могу рассказать обо всех фичах блогов/сайтов/гуглодоков, но не придумаю за учителя сценарий адекватного использования инструмента. Я могу, наконец, показать этот сценарий, но максимум, что получу, убив массу усилий — повторение того же сценария. При условии целенаправленного воздействия на простую стабильную систему — я не получу ничего.
«Так что же нам делать, о чем же нам петь, над чьими плечами твоя голова?» А ничего. Успокоиться и продолжать работать. А работа педагогическая заключается только в одном — в построении смысловых сред. Вышел на курс, работаешь с людьми, возможно, что-то зацепит и начнутся сложные нестабильные процессы. Организуешь конференцию, приглашаешь выступающих — может быть, у кого-то в этом котле или в кулуарных разговорах что-то родится и система начнет усложняться. А может и нет. Неконтролируемо. А кто считает, что мы можем целенаправленно чему-то научить или, хуже того, кого-то воспитать — либо идиоты, либо жулики и маги-шарлатаны.
Так что мне кажется, что мысль К.М. Ушакова о выживаемости организаций может быть дополнена: выживают сложные, специфически контекстные, нестабильные и нетиражируемые. Грустно? Да, наверное, но в том плане, что результат целенаправленных усилий всегда относительный. Поэтому забудьте слово «тиражируемость», не плодите энтропию. Ее и без нас довольно.
Я начал переносить эту идею на свою деятельность, на вопрос о том, чему можно научить и что можно внедрить. Но буквально через несколько дней в анонсе октябрьской встречи Клуба, говоря о педагогической технологии, +Константин Шапиро задается вопросом «Тиражируемо ли это?» Я сразу же вспоминаю обязательный в любых проектных отчетах пункт про тиражируемость опыта, как он переносится на другие условия, можно ли эти модель/проект/эксперимент повторить. Вот буквально совсем недавно отчитывались в КО по эксперименту в 296 школе и что-то отвечали на этот стандартный вопрос. Отвечали, что, конечно, можно. Как? — никто не знает:)
Еще вспоминается два поста из блога Константина Михайловича Ушакова: статья «Термодинамика и школа» и пост «Будем мерить сложность». Две важные цитаты из этих текстов.
...эволюционировать могут системы открытые и сложные...
...чем выше сложность, тем более качественное образование дает школа....
...чем выше сложность, тем более качественное образование дает школа....
Прочитал и подумал, что эту мысль стоило бы продолжить. Яркими являются еще и нестабильные, не прогнозируемо получающиеся, случайные системы. Если понимать стабильность как прочность по отношению к внешним воздействиям или к сопротивлению при потере ключевых звеньев в системе. Что будет с челябинской школой, если из нее уйдет Попов? Что будет с 239-ой, если оттуда, например, исчезнет Филиппов с роботами или в 610-й перестанут учить латынь с греческим и закроют «Античный кабинет» с журналом «Абарис»? Это сложные системы? Да. Нестабильные? Конечно. Примеры можно продолжать и продолжать.
И отсюда же становится понятна мифическая относительность понятия «тиражируемость опыта». Чушь это все. Все, что можно тиражировать, сегодня загоняется в компьютер, человек нужен для другого. Было бы все просто — растиражируйте повсюду Лицей и штампуйте на конвейере пушкиных с горчаковыми. Или ждите, пока он превратится в отстойник, в котором учился Салтыков-Щедрин, который тоже выпускник Лицея, но совсем другого времени.
А как же тогда, в принципе, учить/распространять и т.д. Где, покажите нам, Отчества отцы, которых мы должны принять за образцы? Да нигде. И нечего за мифы хвататься. Если система проста (в нашем контексте — педагог, который самодоволен и не хочет учиться, который узко мыслит, который предметно не образован) я могу научить нажимать кнопочки в PowerPoint, но не могу научить человека «думать» презентацией. Я могу рассказать обо всех фичах блогов/сайтов/гуглодоков, но не придумаю за учителя сценарий адекватного использования инструмента. Я могу, наконец, показать этот сценарий, но максимум, что получу, убив массу усилий — повторение того же сценария. При условии целенаправленного воздействия на простую стабильную систему — я не получу ничего.
«Так что же нам делать, о чем же нам петь, над чьими плечами твоя голова?» А ничего. Успокоиться и продолжать работать. А работа педагогическая заключается только в одном — в построении смысловых сред. Вышел на курс, работаешь с людьми, возможно, что-то зацепит и начнутся сложные нестабильные процессы. Организуешь конференцию, приглашаешь выступающих — может быть, у кого-то в этом котле или в кулуарных разговорах что-то родится и система начнет усложняться. А может и нет. Неконтролируемо. А кто считает, что мы можем целенаправленно чему-то научить или, хуже того, кого-то воспитать — либо идиоты, либо жулики и маги-шарлатаны.
Так что мне кажется, что мысль К.М. Ушакова о выживаемости организаций может быть дополнена: выживают сложные, специфически контекстные, нестабильные и нетиражируемые. Грустно? Да, наверное, но в том плане, что результат целенаправленных усилий всегда относительный. Поэтому забудьте слово «тиражируемость», не плодите энтропию. Ее и без нас довольно.
среда, 18 сентября 2013 г.
Привет с Острова Добрых Духов
Получаю сегодня однострочное письмо с темой «о встрече на острове духов»: «А что ж это я "небольшого роста" оказался, несправедливо, однако :)»
Оказалось, что каким-то образом мой первосентябрьский пост нашел человек, про которого я писал, — руководитель детской группы, с которой мы встретились в походе. Зовут его Олег Седов. В переписке всплыла ссылка на его сайт. Посмотрите там раздел «Прочее» → «Каякинг и сплав», там всякие интересные материалы:
Почитайте!
Оказалось, что каким-то образом мой первосентябрьский пост нашел человек, про которого я писал, — руководитель детской группы, с которой мы встретились в походе. Зовут его Олег Седов. В переписке всплыла ссылка на его сайт. Посмотрите там раздел «Прочее» → «Каякинг и сплав», там всякие интересные материалы:
- отлично написанная Начальная информация для родителей детей-водников
- замечательная презентация О программе работы объединения "Водный туризм"
- об опыте свидетельствует впечатляющий документ Где мы ходили
Почитайте!
понедельник, 2 сентября 2013 г.
Трудности перевода
Пока не раскрывая все карты, задам вопрос туманно. Допустим, есть некая инициатива по переводу интересных англоязычных образовательных текстов на постоянной основе. Хотелось бы сформировать «портфель» интересных (не очень больших) текстов по образовательной ИТ-тематике, которые были бы интересны широкому кругу педагогов, но которые пока только на английском.
Как пример, я бы переводил статья Доунса, Робинсона, перевел бы что-нибудь из Тафти и проч. Но это я, меня больше теория интересует. А есть что-то и более практическое. Очень многое есть только наязыке вероятного противника английском.
В каком формате это будет представлено — пока молчу, через месяц, надеюсь, расскажу. Но идея неплохая. Пока же очень интересует наводка на источники. Так что те, кто на англ. читает — поделитесь ссылками. Оформим вопрос так:
Что из прочитанного на английском вы порекомендовали бы коллегам, что хотелось бы иметь в виде ссылки на русскоязычный текст, которым можно поделиться?.
Жду в комментах. Спасибо.
Как пример, я бы переводил статья Доунса, Робинсона, перевел бы что-нибудь из Тафти и проч. Но это я, меня больше теория интересует. А есть что-то и более практическое. Очень многое есть только на
В каком формате это будет представлено — пока молчу, через месяц, надеюсь, расскажу. Но идея неплохая. Пока же очень интересует наводка на источники. Так что те, кто на англ. читает — поделитесь ссылками. Оформим вопрос так:
Что из прочитанного на английском вы порекомендовали бы коллегам, что хотелось бы иметь в виде ссылки на русскоязычный текст, которым можно поделиться?.
Жду в комментах. Спасибо.
воскресенье, 1 сентября 2013 г.
Между двух островов
Через два часа наступит первое сентября и для меня и моих коллег начинается год (как-то с 1982-го, в котором в школу пошел, год идет с сентября по май, а потом каникулы — вечная привычка:))). И как всегда, в блогах, на сайтах появляется большое количество публикаций на тему. В этому году, на мой взгляд, самый интересный текст был у Дмитрия Быкова. Я не буду писать профскабрезности про хороших учеников (будут, скорее всего, прошлогодние), статус профессии (ну нет, и что это меняет?) и прочую нерешаемую чушь.
Помнится, в 2011 году я написал хороший текст (в смысле, самому понравился, что не очень часто бывает) про архитектора Брунеллески, строившего Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции. Мне вообще очень нравятся люди, рассказывающие истории, поэтому, может, всегда с удовольствием читаю ЖЖ Бориса Акунина — он в этом большой мастер. И та история получилась вполне, думается, первосентябрьской. Так что приглашаю по(пере-)читать.
В 2012-м как-то не срослось, а в этот раз давайте я вам опять расскажу историю. Специально не искал, просто жизненные наблюдения этого августа.
Как многие, наверное, знают, я большой любитель водных походов. Но не по плоской воде, а там, где бурлит — по порогам, в общем. Стараюсь ходить каждый год, но в последние два года как-то не получалось. А в этом августе все удалось — ходил в свой уже 15-й поход. Кому интересно — вот весь альбом, ноабсолютная и бесповоротная релаксация отдых проходит примерно вот так (в белом шлеме — автор этих строк):

Кому интересно, зачем это нужно — мой текст 2008 года, там все вполне внятно объяснено. Но я не про поход, я про историю.
Плывем мы по реке Охте, точнее, по самому красивому озеру на маршруте. Воронье называется. По лоции на берегу озера должен был быть ларек, в котором можно докупить продукты. И действительно, входим в озеро и вскорости видим указатель.
Подплываем, высаживаемся, заходим. Оказалось, что это местное охотничье хозяйство. С воды выглядит примерно так. С виду вполне приличные (для глубокой Карелии точно) домики.

Заходим в избу. На нас прям-таки вываливается полупьяная баба и куда-то проносится, не особо и замечая. Внутри дома полутемная комната (на улице светло, просто окна последний раз не мыли никогда), стол с дешевой водкой, какой-то едой в мисках и воблой. За столом три мужика, сильно нетрезвых. Оглядываемся — вонь, грязь, рваные обои, самое чистое в комнате — это дрова. Натуральный бомжатник, просто классический. Мы долго там не задержались, купили по астрономически задранным ценам (монополия, блин!) соль и сигареты и уплыли.
Ну черт побери! Видно же по дому и хозяйству, что они здесь по меньшей мере летние месяцы проводят. Что ж гадить, где сидишь, как здесь спать можно, почему надо в такомгов... неэкологическом месте жить. Ну возьми веник, тряпку, помой разик, окна протри, проветри! Нет, зачем, мы лучше побухаем, чо мы, лохи, штоль?
Отплываем. В 400 метрах (максимум 10 минут грести) по описанию маршрута находится Остров Добрых Духов. Такие вещи в разном масштабе встречаются в походах довольно часто и представляют собой собрания туристического творчества разного градуса изгаляемости. Иногда поделки из таких вещей делают, что думаешь: как они ЭТО сюда доперли?!?!
Здесь целый остров туристической деревянной (и не только) скульптуры. Много действительно изящного, много потешного, не меньше брутально-нижеплинтусного (юмор у походников часто специфический...) Для впечатления ссылки на другие фотоотчеты (раз, два, в инете еще много), наши фотографии островных экспонатов посмотрите в альбоме.
Ходим-смотрим. Островок небольшой. Смотрим, подростки лет 14-17 в большом количестве бродят. А с нимидядька их морской очень смешной персонаж: мужичок небольшого роста, с немаленькой полуседой бородой, в одежде, выдающей очень бывалого туриста. И видно, что детишки эти с ним, он с ними общается, иногда негромко прикрикивает и гоняет. Спустились, он делал парням выговор за то, что они уже 2 часа не могут серебристой краской (с собой привезли!) докрасить огромный деревянный спутник. Оказалось, дяденька из города Королева (ну не самый простой город России), работает в образовании, а раз в 4 года вот уже двадцать лет ездит сюда с группой подростков на 2-3 недели. Они тут стоят палаточным лагерем и что делают? Деревянные скульптуры всего на свете. Мол, за четыре года что-то сломалось, что-то увезли, что-то надо подновить или новое поставить. Ну вот такой идиот, который попал на эту реку много лет назад и зачем-то сюда с детьми ездит, пилит-стругает. Причем дерево везут с соседних островов, так так тут на поделки уже все почти разобрали. Был бы умный, за полкилометра отсюда сидел бы с дружбанами и квасил водку. «Ну сумасшедший, что возьмешь?»
Две истории, которые произошли по сути за час. И расстояние между ними — десять минут плыть.
Дорогие друзья! С праздником. Даже если вам кажется, что вокруг одно охотничье хозяйство, где можно только сидеть в грязи и рассуждать о горемычной доле, — это неправда. Просто надо выйти на берег. И очень близко обязательно будет остров. Пусть пустой и ненаселенный. Но если туда переплыть и что-то начать делать, что ни от кого не зависит, кроме нашего выбора и желания, к тебе обязательно придут духи. Добрые духи. Которыми надо заселить свой остров.
Помнится, в 2011 году я написал хороший текст (в смысле, самому понравился, что не очень часто бывает) про архитектора Брунеллески, строившего Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции. Мне вообще очень нравятся люди, рассказывающие истории, поэтому, может, всегда с удовольствием читаю ЖЖ Бориса Акунина — он в этом большой мастер. И та история получилась вполне, думается, первосентябрьской. Так что приглашаю по(пере-)читать.
В 2012-м как-то не срослось, а в этот раз давайте я вам опять расскажу историю. Специально не искал, просто жизненные наблюдения этого августа.
Как многие, наверное, знают, я большой любитель водных походов. Но не по плоской воде, а там, где бурлит — по порогам, в общем. Стараюсь ходить каждый год, но в последние два года как-то не получалось. А в этом августе все удалось — ходил в свой уже 15-й поход. Кому интересно — вот весь альбом, но

Кому интересно, зачем это нужно — мой текст 2008 года, там все вполне внятно объяснено. Но я не про поход, я про историю.
Плывем мы по реке Охте, точнее, по самому красивому озеру на маршруте. Воронье называется. По лоции на берегу озера должен был быть ларек, в котором можно докупить продукты. И действительно, входим в озеро и вскорости видим указатель.
Подплываем, высаживаемся, заходим. Оказалось, что это местное охотничье хозяйство. С воды выглядит примерно так. С виду вполне приличные (для глубокой Карелии точно) домики.

Заходим в избу. На нас прям-таки вываливается полупьяная баба и куда-то проносится, не особо и замечая. Внутри дома полутемная комната (на улице светло, просто окна последний раз не мыли никогда), стол с дешевой водкой, какой-то едой в мисках и воблой. За столом три мужика, сильно нетрезвых. Оглядываемся — вонь, грязь, рваные обои, самое чистое в комнате — это дрова. Натуральный бомжатник, просто классический. Мы долго там не задержались, купили по астрономически задранным ценам (монополия, блин!) соль и сигареты и уплыли.
Ну черт побери! Видно же по дому и хозяйству, что они здесь по меньшей мере летние месяцы проводят. Что ж гадить, где сидишь, как здесь спать можно, почему надо в таком
Отплываем. В 400 метрах (максимум 10 минут грести) по описанию маршрута находится Остров Добрых Духов. Такие вещи в разном масштабе встречаются в походах довольно часто и представляют собой собрания туристического творчества разного градуса изгаляемости. Иногда поделки из таких вещей делают, что думаешь: как они ЭТО сюда доперли?!?!
Здесь целый остров туристической деревянной (и не только) скульптуры. Много действительно изящного, много потешного, не меньше брутально-нижеплинтусного (юмор у походников часто специфический...) Для впечатления ссылки на другие фотоотчеты (раз, два, в инете еще много), наши фотографии островных экспонатов посмотрите в альбоме.
Ходим-смотрим. Островок небольшой. Смотрим, подростки лет 14-17 в большом количестве бродят. А с ними
Две истории, которые произошли по сути за час. И расстояние между ними — десять минут плыть.
Дорогие друзья! С праздником. Даже если вам кажется, что вокруг одно охотничье хозяйство, где можно только сидеть в грязи и рассуждать о горемычной доле, — это неправда. Просто надо выйти на берег. И очень близко обязательно будет остров. Пусть пустой и ненаселенный. Но если туда переплыть и что-то начать делать, что ни от кого не зависит, кроме нашего выбора и желания, к тебе обязательно придут духи. Добрые духи. Которыми надо заселить свой остров.

вторник, 9 июля 2013 г.
296. Выинновировали
Я довольно давно думал, как я буду писать этот пост. В последние три года в разных ситуациях. Но тогда было преждевременно. Теперь можно.
Мы закончили написание и оформление отчета по работе городской опытно-экспериментальной площадки школы № 296 Фрунзенского района С.-Петербурга. Тема (оторвать бы что-нибудь ненужное сформулировавшему сие): «Инновационная модель образовательной среды учреждения, реализующего образовательный процесс средствами сетевых интерактивных технологий педагогического взаимодействия». Про грамотность названия не будем, но суть понятна. С 2010 по 2013 год в школе велась очень активная работа. В Комитет по образованию сдали отчет. Теперь можно открыть карты.

Но сперва все же немного расскажу. В 2010 к нам в Центр пришла Ирина Николаевна Костина, завуч тогда неведомой школы. Познакомились. Меня обозвали «тот самый Ээльмаа», которого читают в блоге. В школе ее усилиями на тот момент было уже 12 по-разному работавших блогов учителей, велись курсы по сетевому «очеловечиванию» педколлектива.
Через некоторое время Комитет объявил конкурс опытно-экспериментальных площадок, подали документы, выиграли. Получили 2 класса ноутбуков и ставку научного руководителя. Которым стал числиться я. Начали работать.
Подробно описывать происходящее не буду. Поделюсь только тремя впечатлениями.
Первое. За эти три года мы большое количество раз собирались и обсуждали разное — директор, завучи и я. И было всегда невероятно приятно работать: самые безумные идеи всегда внимательно выслушивались, «взрослые» администраторы смягчали мой «молодецкий» задор (иначе школу бы точно парализовало:))), придумывались проекты, по итогам любой встречи начинало что-то происходить и, что важно, доводилось до конца. Не посидеть — попить чайку, а потом трава не расти. Этим людям было действительно важно менять школу. Понимаешь, что не отсиживаешь положенное, которое не жизнеспособно, а проектируешь настоящее, которое будет работать. Так бывает нечасто.
Второе. Районный семинар по представлению опыта в другой школе. Как научный руководитель, я выступаю на пленарке. После выступления директор говорит: «Очень приятно, что вы говорили: не «эта», а «наша» школа». Какая вроде бы разница? Мелочь, но для нее это важно.
Третье. Февраль 2013 года. Семинар в 296-й «Сетевые технологии в образовательном пространстве школы». Опять мое выступление на пленарке. Я уже почти три года работаю с этими людьми, поэтому на большую аудиторию отваживаюсь на крайне опасное в обычном формате изречение: «Сегодня мы представляем интересный опыт школы. Многие и в районе, и в городе знают 296-ю как «костинскую школу», в которой огромное количество важных вещей сделано Ириной Николаевной». Это не реверанс, а правда, как есть. Но обратите внимание. Присутствуют директор и другие завучи. Произнесено на городском семинаре, т.е. как бы вовне. В другой школе после такого демарша научрука завуча-бедолагу просто-таки сожрали бы. А здесь — нет. Потому что люди нормальные.
В общем, за эти несколько лет об изменениях в школе, инноватике, возможностях научных руководителей я понял примерно следующее.
Раз. Научрук может быть плохим или хорошим, может ездить туда еженедельно, а может появляться раз в пару месяцев. Это вообще неважно. Потому что в роли приходящего варяга школу не изменить. Можно корректировать и что-то подсказывать, но мотор должен быть изнутри. Иначе ничего не будет, какой бы песталоцци не научрукствовал. Своей роли я бы отдал процентов 10 происходившего, 90 шло изнутри организации.
Два. В школе должен быть человек, КОТОРОМУ НАДО. Его невозможно назначить, нельзя пригласить какого-то гуру. Он должен появиться в ней. Как — никому неизвестно. Вот просто — должен зародиться. И считать, что все происходящее нужно лично ему. Таким человеком в 296-й является Ирина Николаевна, не было бы ее — ничего бы не получилось. Важно ли, что это завуч? Довольно важно, хотя не критично — может быть и простой учитель, который двигал бы в организации инновации. Важно другое — он должен обладать большим неформальным статусом, к нему должны хотеть идти люди.
Три. Невероятна важна роль и позиция первого лица организации, директора. Я знаю школу, где вся администрация хочет изменений и что-то предпринимает, а директор живет жизнью отдельной. Итог: в школе ничего не происходит. Потому что инновации — это в том числе насилие. И вывод ранее успешных (пусть по формальным показателям) людей из положения равновесия. А это, конечно, мало кому не нравится. И здесь, если есть escape point, «щелочка, в которую можно прошмыгнуть» — человек, который не принимает инновации, но принимает решения — к нему выстраивается очередь недовольных и горемычных, которых «эти инноваторы обидели», и заставляют работать. Так ничего не будет. Обращаться в новую веру должна вся администрация без исключения. Иначе никак.
Нечестно будет ничего не сказать про коллектив. Он разный. Как всюду. Но есть критическая масса людей, которые хотят и способны развиваться. Непросто, с остановками, но идти. Тоже не всюду такое встретишь.
В общем, какие-то соображения есть, но единого рецепта «Как изменить школу?» нет и быть не может — иначе все школы были бы как штамповки с конвейера: инновировали, инновировали да и выинновировали. А однозначного ничего не бывает.
Теперь к сайту. Мы его специально делали не столько для отчета, который должны были сдать в КО. Изначально было желание поделиться наработанным за этот срок с другими — со всеми работами, ссылками, проектами. Поэтому отчет-отчетом, но мы все же рассматриваем этот сайт как аккумулятор опыта, который можно показывать.
В горизонтальном меню сайта представлены отчетные документы — описание инновационной модели, методические рекомендации по ее внедрению, аналитическая справка об эксперименте и программа обучения (моя вебдванольная). В написании этих документов оказала непостижимую помощь «одна знакомая учительница» — З.Ю. Смирнова, многое она сама написала (я вообще классик такой управленческой дисциплины, как спихология!:))) Особенно рекомендую модель и методрекоммендации — на наш взгляд, хорошо получилось.
Но главное на сайте — в основном меню. Сами походите и разберетесь, но пару слов о совсем интересном скажу. Эдакий мини-guide.
Управление ОЭР. Там много всяких приказов, но обязательно сходите на сайты дистанционных педсоветов.
Изменения в образовательном процессе. Мильон с половиной всяких проектов. Вкусного действительно масса. Мои предпочтения: «Некалендарный ХХ век», «Голосовая презентация на уроках истории»,«Взгляд на события 80-90 годов прошлого века», «Проект "Фотокросс"», «Из семейных архивов. «Споёмте, друзья!». Это мое мнение, а вы уж сами смотрите, что интересное.
Работа с педагогами. Там очень конструктивные методические семинары.
На сайте есть раздел Прямая речь — можно оставить свой комментарий, задать вопросы. Призываем! Школа будет трепетно ждать.
Остальная информация — как есть.
Ну а теперь, собственно, и сам сайт. Кликаем.

И пару слов о самоощущении и внешней оценке. Да, мы довольны получившимся. И думаем, как это все не растерять с окончанием эксперимента, как развиваться дальше (предложения принимаются). И выносим этот опыт на всеобщее обозрение — не стесняясь, но волнуясь о реакции. Кто скажет, что могли бы за три года сделать и побольше — прекрасно, флаг в руки, пробуйте, как будут результаты — возвращайтесь. На сайте открыты ресурсы с живым опытом реальных учителей. Самой обычной школы. И работы могут быть разные — и хорошие, и средние. Просто потому что это нормально — так всегда бывает. Поэтому будем очень рады конструктивной критике и предложениям. А любителей «выискивать мух» («А чой-та тут марьванна глупость написала, ха-ха») по дурацким поводам будем бить нещадно и больно. Школа переживает. Но все равно отваживается открыть двери, пусть и виртуальные.
P.S. Напоследок воспоминание об одном проекте. Он назывался «Взгляд на события 80-90 годов прошлого века» (блог найдете по ссылкам). Идея была в том, чтобы показать, что человек всегда живет в истории, что свои же родители, которых ученик видит каждый день, являются носителями интересных воспоминаний повседневной жизни. 11-классники интервьюировали своих родителей о событиях 80-90-х годов ХХ века, когда те были молодыми, учителя писали в блог посты о том, что казалось им важным о том времени. И была защита. До этого дети работали с сетевыми сервисами, а здесь выступали с разными темами. Были приглашены родители. Я играл роль варяга-провокатора: задавал вопросы, вступал в споры, уточнял. В общем, был совершеннейшим врагом, вел с выступавшими жесткую дискуссию (должен же человек уметь отстаивать свою позицию в агрессивно-спорной ситуации, неплохой навык, кстати). Но был корректен. И была одна тема — «Афганистан». Выходит юноша и что-то начинает говорить совсем такое невыразимо пресное, явно из первой попавшейся статьи: про воинскую доблесть, про американцев-агрессоров, про интернациональный долг, про братство с дружественным афганским народом... В общем, я кидаюсьгрызть горло конструктивно дискутировать с юношей, задавать вопросы о формулировках, об изменении отношения к той истории с течением времени. Мальчик уходит в себя и не возвращается. И тут поднимает руку один папа (напоминаю, родители присутствовали на проекте), до этого молча наблюдавший за происходящим. И тихо-тихо, неслышно так, говорит:
— Знаете, а тогда это был действительно интернациональный долг.
Ну, приехали, мелькнуло в голове. Сейчас нам о роли великой компартии расскажут, дорогого Леонида Ильича, про задорную комсомольскую молодость и остальное из серии «а уж в наше-то время у-у-у-у-у-у...» Я набираю воздуха, чтобы что-то сказать, но этот папа, также очень тихо и запинаясь, произносит следующую фразу:
— Когда мы над Кандагаром взлетали в восемьдесят четвертом в «Черном тюльпане»...
Воздух весь вышел. Пробил пот. Стояла каменная тишина. Ощущение катарсиса. Врать не буду, на детей не смотрел, но уверен, что тот, кто читал про Афган, понял, о чем речь. История не в книжках, она совсем рядом. Состоялся огромной силы ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АКТ.
Про что это все? Эти все три года? Это количество работы, мероприятий, отчетов, проектов? Про то, что мы реально очень мало можем. Вряд ли можем целенаправленно учить и образовывать. А уж тем более вряд ли воспитывать. Но мы можем создавать среды. В которых будут в головах у детей появляться какие-то мысли, будут ставиться какие-то вопросы. А сетевыми средствами это делать или какими-то другими — в конце концов, разницы нет. И это очень много. Невероятно много.
Мы закончили написание и оформление отчета по работе городской опытно-экспериментальной площадки школы № 296 Фрунзенского района С.-Петербурга. Тема (
Но сперва все же немного расскажу. В 2010 к нам в Центр пришла Ирина Николаевна Костина, завуч тогда неведомой школы. Познакомились. Меня обозвали «тот самый Ээльмаа», которого читают в блоге. В школе ее усилиями на тот момент было уже 12 по-разному работавших блогов учителей, велись курсы по сетевому «очеловечиванию» педколлектива.
Через некоторое время Комитет объявил конкурс опытно-экспериментальных площадок, подали документы, выиграли. Получили 2 класса ноутбуков и ставку научного руководителя. Которым стал числиться я. Начали работать.
Подробно описывать происходящее не буду. Поделюсь только тремя впечатлениями.
Первое. За эти три года мы большое количество раз собирались и обсуждали разное — директор, завучи и я. И было всегда невероятно приятно работать: самые безумные идеи всегда внимательно выслушивались, «взрослые» администраторы смягчали мой «молодецкий» задор (иначе школу бы точно парализовало:))), придумывались проекты, по итогам любой встречи начинало что-то происходить и, что важно, доводилось до конца. Не посидеть — попить чайку, а потом трава не расти. Этим людям было действительно важно менять школу. Понимаешь, что не отсиживаешь положенное, которое не жизнеспособно, а проектируешь настоящее, которое будет работать. Так бывает нечасто.
Второе. Районный семинар по представлению опыта в другой школе. Как научный руководитель, я выступаю на пленарке. После выступления директор говорит: «Очень приятно, что вы говорили: не «эта», а «наша» школа». Какая вроде бы разница? Мелочь, но для нее это важно.
Третье. Февраль 2013 года. Семинар в 296-й «Сетевые технологии в образовательном пространстве школы». Опять мое выступление на пленарке. Я уже почти три года работаю с этими людьми, поэтому на большую аудиторию отваживаюсь на крайне опасное в обычном формате изречение: «Сегодня мы представляем интересный опыт школы. Многие и в районе, и в городе знают 296-ю как «костинскую школу», в которой огромное количество важных вещей сделано Ириной Николаевной». Это не реверанс, а правда, как есть. Но обратите внимание. Присутствуют директор и другие завучи. Произнесено на городском семинаре, т.е. как бы вовне. В другой школе после такого демарша научрука завуча-бедолагу просто-таки сожрали бы. А здесь — нет. Потому что люди нормальные.
В общем, за эти несколько лет об изменениях в школе, инноватике, возможностях научных руководителей я понял примерно следующее.
Раз. Научрук может быть плохим или хорошим, может ездить туда еженедельно, а может появляться раз в пару месяцев. Это вообще неважно. Потому что в роли приходящего варяга школу не изменить. Можно корректировать и что-то подсказывать, но мотор должен быть изнутри. Иначе ничего не будет, какой бы песталоцци не научрукствовал. Своей роли я бы отдал процентов 10 происходившего, 90 шло изнутри организации.
Два. В школе должен быть человек, КОТОРОМУ НАДО. Его невозможно назначить, нельзя пригласить какого-то гуру. Он должен появиться в ней. Как — никому неизвестно. Вот просто — должен зародиться. И считать, что все происходящее нужно лично ему. Таким человеком в 296-й является Ирина Николаевна, не было бы ее — ничего бы не получилось. Важно ли, что это завуч? Довольно важно, хотя не критично — может быть и простой учитель, который двигал бы в организации инновации. Важно другое — он должен обладать большим неформальным статусом, к нему должны хотеть идти люди.
Три. Невероятна важна роль и позиция первого лица организации, директора. Я знаю школу, где вся администрация хочет изменений и что-то предпринимает, а директор живет жизнью отдельной. Итог: в школе ничего не происходит. Потому что инновации — это в том числе насилие. И вывод ранее успешных (пусть по формальным показателям) людей из положения равновесия. А это, конечно, мало кому не нравится. И здесь, если есть escape point, «щелочка, в которую можно прошмыгнуть» — человек, который не принимает инновации, но принимает решения — к нему выстраивается очередь недовольных и горемычных, которых «эти инноваторы обидели», и заставляют работать. Так ничего не будет. Обращаться в новую веру должна вся администрация без исключения. Иначе никак.
Нечестно будет ничего не сказать про коллектив. Он разный. Как всюду. Но есть критическая масса людей, которые хотят и способны развиваться. Непросто, с остановками, но идти. Тоже не всюду такое встретишь.
В общем, какие-то соображения есть, но единого рецепта «Как изменить школу?» нет и быть не может — иначе все школы были бы как штамповки с конвейера: инновировали, инновировали да и выинновировали. А однозначного ничего не бывает.
Теперь к сайту. Мы его специально делали не столько для отчета, который должны были сдать в КО. Изначально было желание поделиться наработанным за этот срок с другими — со всеми работами, ссылками, проектами. Поэтому отчет-отчетом, но мы все же рассматриваем этот сайт как аккумулятор опыта, который можно показывать.
В горизонтальном меню сайта представлены отчетные документы — описание инновационной модели, методические рекомендации по ее внедрению, аналитическая справка об эксперименте и программа обучения (моя вебдванольная). В написании этих документов оказала непостижимую помощь «одна знакомая учительница» — З.Ю. Смирнова, многое она сама написала (я вообще классик такой управленческой дисциплины, как спихология!:))) Особенно рекомендую модель и методрекоммендации — на наш взгляд, хорошо получилось.
Но главное на сайте — в основном меню. Сами походите и разберетесь, но пару слов о совсем интересном скажу. Эдакий мини-guide.
Управление ОЭР. Там много всяких приказов, но обязательно сходите на сайты дистанционных педсоветов.
Изменения в образовательном процессе. Мильон с половиной всяких проектов. Вкусного действительно масса. Мои предпочтения: «Некалендарный ХХ век», «Голосовая презентация на уроках истории»,«Взгляд на события 80-90 годов прошлого века», «Проект "Фотокросс"», «Из семейных архивов. «Споёмте, друзья!». Это мое мнение, а вы уж сами смотрите, что интересное.
Работа с педагогами. Там очень конструктивные методические семинары.
На сайте есть раздел Прямая речь — можно оставить свой комментарий, задать вопросы. Призываем! Школа будет трепетно ждать.
Остальная информация — как есть.
Ну а теперь, собственно, и сам сайт. Кликаем.

И пару слов о самоощущении и внешней оценке. Да, мы довольны получившимся. И думаем, как это все не растерять с окончанием эксперимента, как развиваться дальше (предложения принимаются). И выносим этот опыт на всеобщее обозрение — не стесняясь, но волнуясь о реакции. Кто скажет, что могли бы за три года сделать и побольше — прекрасно, флаг в руки, пробуйте, как будут результаты — возвращайтесь. На сайте открыты ресурсы с живым опытом реальных учителей. Самой обычной школы. И работы могут быть разные — и хорошие, и средние. Просто потому что это нормально — так всегда бывает. Поэтому будем очень рады конструктивной критике и предложениям. А любителей «выискивать мух» («А чой-та тут марьванна глупость написала, ха-ха») по дурацким поводам будем бить нещадно и больно. Школа переживает. Но все равно отваживается открыть двери, пусть и виртуальные.
P.S. Напоследок воспоминание об одном проекте. Он назывался «Взгляд на события 80-90 годов прошлого века» (блог найдете по ссылкам). Идея была в том, чтобы показать, что человек всегда живет в истории, что свои же родители, которых ученик видит каждый день, являются носителями интересных воспоминаний повседневной жизни. 11-классники интервьюировали своих родителей о событиях 80-90-х годов ХХ века, когда те были молодыми, учителя писали в блог посты о том, что казалось им важным о том времени. И была защита. До этого дети работали с сетевыми сервисами, а здесь выступали с разными темами. Были приглашены родители. Я играл роль варяга-провокатора: задавал вопросы, вступал в споры, уточнял. В общем, был совершеннейшим врагом, вел с выступавшими жесткую дискуссию (должен же человек уметь отстаивать свою позицию в агрессивно-спорной ситуации, неплохой навык, кстати). Но был корректен. И была одна тема — «Афганистан». Выходит юноша и что-то начинает говорить совсем такое невыразимо пресное, явно из первой попавшейся статьи: про воинскую доблесть, про американцев-агрессоров, про интернациональный долг, про братство с дружественным афганским народом... В общем, я кидаюсь
— Знаете, а тогда это был действительно интернациональный долг.
Ну, приехали, мелькнуло в голове. Сейчас нам о роли великой компартии расскажут, дорогого Леонида Ильича, про задорную комсомольскую молодость и остальное из серии «а уж в наше-то время у-у-у-у-у-у...» Я набираю воздуха, чтобы что-то сказать, но этот папа, также очень тихо и запинаясь, произносит следующую фразу:
— Когда мы над Кандагаром взлетали в восемьдесят четвертом в «Черном тюльпане»...
Воздух весь вышел. Пробил пот. Стояла каменная тишина. Ощущение катарсиса. Врать не буду, на детей не смотрел, но уверен, что тот, кто читал про Афган, понял, о чем речь. История не в книжках, она совсем рядом. Состоялся огромной силы ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АКТ.
Про что это все? Эти все три года? Это количество работы, мероприятий, отчетов, проектов? Про то, что мы реально очень мало можем. Вряд ли можем целенаправленно учить и образовывать. А уж тем более вряд ли воспитывать. Но мы можем создавать среды. В которых будут в головах у детей появляться какие-то мысли, будут ставиться какие-то вопросы. А сетевыми средствами это делать или какими-то другими — в конце концов, разницы нет. И это очень много. Невероятно много.
Подписаться на:
Сообщения (Atom)