-->

пятница, 15 июня 2012 г.

воскресенье, 3 июня 2012 г.

Фестиваль блогов. Критерии оценки


Несколько дней назад обещал рассказать о критериях оценки блогов в ходе прошедшего Фестиваля. Пишу это не в качестве отчета, просто, думаю, такие вещи нужно фиксировать.

Все описанное ниже ни в коем разе не рассматривается как эталон, модель, пример. Более того, теперь, после проведения, стало очевидным, что получился лишь неплохой прецедент — со своими плюсами и минусами. Но дающий повод для размышления. Так как здесь я был одним из авторов этих критериев, то готов понести заслуженное наказание за результат отвечать и свою логику пояснить.

В основу критериальной базы лег материал Л. Рождественской «Как оценить образовательный блог?». На мой взгляд, это сегодня самая вменяемая компетентная точка зрения, хотя запрос довольно популярен. Нельзя также не упомянуть обсуждение этого материала в «Живой ленте» на 178 комментариев, которые мы тоже использовали при подготовке.

Естественно, оставили «скелет» идеи — три группы критериев, выделенных Л. Рождественской: 1. Содержательность, 2. Технологичность, 3. Социальность. При этом, как увидим ниже, третья группа оказалась самой значимой.

Понятно, что для того, чтобы выставить все оценки, необходимо было не просто открыть/закрыть блог, а вычитать его, в большинстве случаев полностью. Чем мы и занимались, признаться, часто не без удовольствия.

Приведу список критериев из этих 3-х групп с необходимыми пояснениями (даны курсивом).

пятница, 25 мая 2012 г.

Врезонансные обличители

22 мая состоялось награждение победителей VIII Фестиваля «Использование информационных технологий в образовательной деятельности», проводившегося в РЦОКОиИТ. В этом году это был городской фестиваль, посвященный педагогическим блогам. В ближайшее время напишу о критериальной базе мероприятия и проведу «экскурсию по победителям». Сейчас о другом.

Среди победителей была приглашена некая Анна Владимировна Воронкина, учитель русского языка и литературы школы № 243 (она там еще и завуч, бедные ее коллеги), автор блога «В резонансе». Единственный человек, который отказался выступать со словами «Я учитель литературы и не умею говорить красиво». Мероприятие прошло.

Сегодня обнаруживаю на портале «ProШколу» омерзительный пасквиль под названием «Наградили, называется...». Учитался комментариев. Надо отдать должное — народ не поддержал «ярость благородную» талантливой барышни. Сначала думал «да черт с ней», «надо быть выше» и проч. Потом рассвирепел и написал пространный комментарий — больше для людей, оставивших комментарии, чем для этой ... прости-хоспади. Нет смысла пропускать такое и оставлять безнаказанным. Да и народ должен знать своих героев.

P.S. Самое умное, что может сделать автор — стереть пост со всеми комментариями. Самое идиотическое — начать хамить дальше. Пока терпение не иссякнет. Наше.

вторник, 20 марта 2012 г.

Ридвик (12-18 марта)

Попробуем писать ридвики. Не знаю, на сколько меня хватит и кто подхватит идею. Ну да неважно.

Как издаются книги в промышленных масштабах? Пост с морем отменных фотографий — репортаж из полиграфического комплекса «Парето-Принт». Больше всего поразили размеры системы удаления обрезков бумаги!!! Автор — один из самых известных ЖЖ-блогеров Рустем Адагамов a.k.a. drugoi. Мало того, что его всегда интересно читать и смотреть, особенно рекомендую его серию «Как это делается?», в которой он пишет о различных «производствах» — от реставрации Большого театра до работы свинофермы.

Очень подробный пост Юрия Винницкого «Эксперимент. Превращаем фотоаппарат в web-data-и.т.д. камеру». Пока бродил по Галактике, вспомнил старый методологический пост Л. Рождественской «Квадратура Блума». Кто в свое время пропустил — нужно наверстать.

Обожаю чокнутых! Людей, у которых есть своя безумная идея. Вдвойне (втройне, вдесятирне) отрадно, когда безумные пытаются воплощать свои идеи в жизнь. Уже недели три с огромным увлечением читаю в ЖЖ Максима Каца. Юноша (27 лет) сверхинтересно думает о проектировании городов таким образом, чтобы в них было людям удобно жить. Анализирует европейский опыт, был профессиональным игроком в покер, недавно избрался мунициальным депутатом. Почитайте:
О парковках на тротуарах
рассказ о себе
Гетеборг — город трамваев
Велоинфраструктура Копенгагена
Хорошее интервью с Максимом
В общем, читать можно все подряд, завораживающе сумасшедший, потрясающий парень!

И напоследок капля дегтя. Статья «Медведева: если у педагога нет e-mail, ему трудно общаться с детьми». Я сперва подумал, что это статья со скоро-экс-первой-леди-бывшего-нано-президента, потом оказалось, что это какая-то совершенно удмуртская чиновница. Блестящий пример профессионального мракобесия, когда вроде бы мы все такие продвинутые и компьютерно-обученные, но если вчитаться — степень безграмотности и зашоренности невероятная. Там можно каждую фразу цитировать: «продвинутый» чиновник дает гуру-советы, ничего не понимая в предметной области, которой берется управлять. В общем, врага надо знать в лицо...

Через неделю продолжим.

суббота, 17 марта 2012 г.

Ридвики

Уже несколько дней думу думаю. Поделюсь надуманным.

С одной стороны, мы все находимся в перенасыщенном информационном пространстве и постоянно чувствуем, что мимо нас проходит масса интересного, которого мы не успели увидеть, прочитать, изучить. С другой стороны, мы массу времени тратим на просмотр ненужного — просматриваем источники, которые нам частично интересны, длинные статьи, в которых на тонну воды есть небольшое ведерко ценных мыслей или смотрим 20-минутные ролики, в которых интересной оказывается пол-минуты «конфеты», остальное — «фантик». Парадокс: мы что-то постоянно не успеваем, потому что тратим время не на то.

Что делать? Универсального рецепта не дам, да его, наверное, и нет. Но можно подойти вебдванольно.

Если я читаю какой-то авторский источник (сайт, блог), скорее всего, меня даже интересует часто не сама информация, а авторский взгляд на нее (газета/журнал здесь, как пример, не совсем корректны, потому что там много соавторов). Как пример, я читаю ЖЖ Артемия Лебедева, в котором море мата, но очень часто можно встретить размышления о том, о чем раньше не задумывался или думал совсем по-другому. То есть я согласен читать авторский матерный текст (не коробит), если встречаются интересные мысли. Или просматривать «Дежурку», где нередко можно увидеть собранные авторским коллективом этого сайта оригинальные дизайнерские решения. Дизайн-сайтов море, но мне нравится информационный подбор, который делают авторы именно этого сайта.

Так вот, если я читаю другого автора — то есть большая вероятность того, что то, что интересует его, скорее всего, заинтересует и меня. Этим, как мне кажется, объясняется значительная контентная насыщенность недавно, к сожалению, почившей «Живой ленты» (много знакомых ее закрытие переживало как трагедию) и ее нынешней «реинкарнации» — Google+. Идея проста: подпишись на интересного тебе другого и, скорее всего, его посты (или твиты) в будущем будут интересны тебе. Ничего нового — по этому принципу уже много лет работает френдлента в «Живом журнале»: ее собирают, составляют из «кубиков» френдов, на кого-то подписываются, от кого-то отписываются. Точно так же работает возможность отслеживать чужие ссылки в сервисах социальных закладок, например, в Delicious.

Я каждый день читаю френдленту, RSS-трансляции с разных сайтов в GReader, смотрю ленту в G+ что-то приходит в рассылках — ценного, пожалуй, 2-3 материала, да и то не каждый день. Уверен, что в неделю того, что «цепляет» — не более 10 информационных поводов. И я абсолютно уверен, что так у всех.

Может, попробуем помочь друг другу? Нашел неважно где интересный материал, сохрани и в конце (середине, начале — как удобно) недели напиши для людей: в блог, в G+ или еще куда. Чтобы приходящие к тебе (к твоему мнению, авторскому взгляду) могли увидеть этот недельный дайджест и прочитать то, что ты посчитал «избранным». Понятно, что здесь имеет смысл постить не только сами ссылки, но и краткое авторское описание — в несколько предложений, в абзац длиной.

Чтобы было покрасивше, для таких дайджестов придумалось даже название — ридвики (read&week, чтение за неделю) — хорошо звучит, незамыленное название, коротко и ясно.
Вопрос: что значит интересное? Интересное — то, что конкретно тебе интересно (сильное определение, согласитесь!!!) Понятно, что читатели моего блога, скорее всего, связаны с ИТ-образованием. Но каждый из нас еще и человек, который читает книги, смотрит кино, глядит за окно и на соседнюю площадь, где идет митинг (разной степени санкционированности). Или учит детей и предполагает, что его блог читают дети. Разграничивать — это для работы, а это для души — думаю, что неправильно. Не нравится тебе мой ридвик — переставай меня читать. Нравится — продолжай. Это мой блог, что хочу — то и пишу, тем и интересуюсь. Так что вопрос про интересность даже задавать не стоит.

Предлагаю поддержать инициативу. Не думаю, что она будет стоить автору массу времени, а такой вебдванольный инфоотбор («расскажи мне, что почитать, а я расскажу тебе!») позволит сделать много инфопотоков разных людей более насыщенными и толковыми.

Кто со мной? Свой первый ридвик опубликую в воскресенье.

P.S. Некоторое время назад по образовательным блогам прокатилась волна «чудоблогонаграждения». Кто-то придумал (на мотив подростковых девичьих дневников) небольшие анкетки, в которые надо было вписать пару фактов о себе и привести ссылки на любимые блоги. А потом в этих блогах написать, что их наградили. Мой блог пару-тройку раз попал в чьи-то перечни с предложением продолжить эту волну. Я не стал поддерживать эту вирусную эпидемию. Потому что в ней никакого смысла нет. И содержания тоже. Хотите что-то распространять — соберите за неделю интересные вещи, расскажите другим, опубликуйте это с тегом «ридвик» — массу полезного людям принесете.

P.S. № 2. Кстати, никоим образом эта идея не претендует на оригинальность. В блоге Ильи Бирмана есть тег «чтиво» с таким же смыслом, вот посмотрите >>>.

среда, 7 марта 2012 г.

Мастер-классы на конференции`2012

Ну что, господа! Отталкивая друг друга и обгоняя на виражах, громко крича «Вас здесь не стояло! Я с ночи занимал!!!», все могут устремляться по вот этой ссылке.

Если вы только что проснулись, прочитали эти строки и при этом думаете «Ладно, сейчас позавтракаю и сразу же сяду посмотрю», вы рискуете остаться тет-а-тет только лишь с собственным завтраком. Потому что количество мест в эту самую секунду тает на глазах. Кошмар, сотни и тысячи учителей несутся, регистрируются, особо даже не задумываясь — только бы успеть!!!

В общем, мы открываем сайт мастер-классов конференции.

Самое главное — очень внимательно прочитайте текст на странице «Посетителям МК» и посмотрите «График» перед тем, как регистрироваться. Прочитали? Все поняли? Теперь еще раз прочитайте. Дважды. Потому что «я не заметил», «я подумал, что...», «я недочитал» — все это во внимание не принимается и карается страшно и беспощадно. Ибо такая усталость от тех, кто не понимает написанное, что рука сама ищет телескопическую дубинку. Кто читает внимательно и все понимает — вот тех мы очень любим.

Регистрация продлится только до 20 марта!

И следим на новостями в правой колонке на первой странице сайта — там может возникать что-то оперативное и жутко важное! Кстати, на ленту новостей можно подписаться и по RSS, но это вы и так знаете, не маленькие.

Вроде бы все. Как говорится, «полетели, птичка, там много вкусного!» Осталось только 4-й раз дать ссылку. Что и делаю. Ждем на баннер и обретаем счастье!



P.S. После того, как сами зарегистрируетесь — не премините расповсюдить новость на своих сайтах / блогах, гуглоплюсах или просто шепотом лучшему другу покажите эту ссылку. Под большим секретом, конечно.

вторник, 28 февраля 2012 г.

Затупил?

Сегодня на занятии услышал вопрос:

— А что делать, если не понял, не умею, затупил?

У меня как-то само собой и вырвалось:

— Ну для этого есть специальный сайт, где все есть.

У учительницы расширяются глаза, она берет ручку, готова записывать.

— www.zatupil.info.

Самое смешное, что проверил по whois-сервису: свободно. Зарегистрировать, что ли?

суббота, 25 февраля 2012 г.

Пленарно-сомнамбулическое


Так получилось, что за последние полтора месяца мне посчастливилось удалось посетить чуть менее десяти городских мероприятий, связанных с интернет-образованием. На большинстве выступал. Не хочу вдаваться в конкретику — где-то встречи были приличными, где-то ужасающе бездарными. Не суть. Но на каждой такой встрече была так называемая пленарная часть. И это кошмарно.

Зал. Трибуна. Презентации, презентации...


Кто выступает? Кого по каким-то причинам пригласили организаторы. Почему именно их? Что они говорят? Одно из двух. Либо обнаученный бред (услышал как-то шикарнейшее: «Мы, ученые, идентифицируем парадигматическое смещение от монологического влияния педагога к опытному моделированию ученической интериоризации» — схватил ручку и немедля записал). Либо рассказывают о своем ««««««опыте»»»»»» (шесть раз поставил в кавычки). «Опыт» заключается в том, что:
  • «раньше мы собирали педагогов, теперь пишем на сайт и рассылаем новости по e-mail» (вау, круто-то тут!)
  • «презентации на каждом уроке использовать нельзя» (можно только по графику, по нечетным неделям)
  • «у нас на сайте есть десятки фотогалерей, которые могут посмотреть пользователи всего мира» (рейтинг Узбекистана, Гондураса и Мозамбика зашкаливает!)
  • «мы снимаем уроки наших учителей, размещаем их на сайте и их могут посмотреть пользователи всего мира» (это, видать, те, кто не насытился фотогалереями)
  • «я завела блог, за полгода написала туда 60 постов, но пока ученики не оставили ни одного комментария, буду работать дальше» (работать дальше не надо, просто закройтесь!)
  • «наш сайт поднимает информационно-коммуникативную компетентность педагогов» (вот так сам по себе берет и поднимает, да-да-да)
  • etc.. etc... etc...

Им говорят, что у них 7 минут на выступление, поэтому на 12-й произносится: «Но об этом я скажу чуть позже». Ведущий кхекает, стучит указкой, они обижаются, комкают все выступление, сходят с амвона расстроенные. Презентации перенасыщены графиками, которые не видны, слайды испещрены текстом, шаблоны — первые, что попалось на глаза в PowerPoint`2003. «Ой, я так волнуюсь» — иди попей валерьянки, а потом приходи.

Я мечтаю кидаться помидорами. Вставать и и кричать: «Не умеешь выступать — пошел нафик!», «Перечислите хотя бы три отчетливые мысли, которыми вы будете усыплять нас следующие 30 минут», «Ну почитайте хоть что-нибудь перед тем, как выходить и рассказывать о своем как бы опыте», «Это я уже слышал в 1999 года в курилке сельской школы», «Перед тем, как что-то считать — вам лет десять надо читать профпериодику и хоть какую-то литературу по теме».

Вчера после очередного мероприятия спросил очень хорошую, толковую коллегу, настаивавшую на полезности этого времяпрепровождения:

— Вот что вы лично вынесли из этих двух часов?
— Ну что в школе ХХХ внедряют YYY.
— А сами прочитать об этом не могли?
— Так они не пишут, сайта у них нет, блог не ведут.
— Значит они не заинтересованы в распространении информации.
— Они об этом на семинарах рассказывают.
— Ааааааааааааааааа!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Я злой? Конечно. И не толерантный. А уж насколько нетерпимый, что и говорить нечего. Но я мечтаю запретить пленарки как класс, в любой возможной форме. Собрал аудиторию — работай с ней. Все, что надо, можно сказать за 5 минут. Нарисовал 20 слайдов — выкини 18, один оставь, а на еще одном пойми, что все сказал на первом.

Я очень хочу узнать о веб-сервисе, который бы выводил на экран в реальном времени диаграмму ощущений аудитории: люди коннектятся в один аккаунт выступления и прямо здесь голосуют «интересно / неинтересно». Если рейтинг в какой-то момент падает ниже 20% и не поднимается выше целую минуту — презентация автоматически выключается. Ау, друг, ты тут не нужен, иди домой! Научишься сносить крышу аудитории, а люди будут радоваться, что они тебя слушают — приходи. А остальное мы и без тебя прочитаем. Давайте подумаем, как это можно сделать, а?

У меня был один раз (жалко, что один) опыт участия в печа-куче. 20 слайдов, 20 секунд на каждый. Я с первого раза не вписался, говорил чуть больше 7 минут (по правилам положено 6:40). По окончании этой гонки я был как выжатый лимон, но аудитории понравилось. Надо было думать над каждый произнесенным словом, я под этот формат перередактировал изначально готовую «длинную» презентацию. Отчаянный мазохизм, но за полтора часа люди столько информации получили, сколько в обычном формате псевдоумелые ораторы жевали бы сутки.

А еще хочется видеть профессионалов. А дилетантам говорить в глаза все, что думаешь. Потому что тратить время своей жизни на чужое убожество и комплексы, при этом расшаркиваясь в комплиментарности — осточертело. Кто узнал себя, кого обидел — неинтересно. Идите учитесь.

Ну бороду-то я сбрею...

Помните анекдот. Идет по улице мужик, вырядившийся под Ленина. Борода, кепка. Подходит к нему милиционер.
— Ну что же вы вырядились как Владимир Ильич?
— А что такое, если я похож?
— Ну хоть бы переоделись, бороду бы сбрили.
— Да, бороду-то я сбрею, но мысли, мысли куда девать?

В общем, что-то я поспешил закрыть блог. Ну не веду курсов, ну не для кого выкладывать мануалы-скриншоты-описания веб-сервисов, но профессия же этим не ограничивается. Уже сколько раз за прошедший месяц была мысль: «А, надо будет вечером записать! И зачем я блог закрыл?»

В общем, открываемся заново. Будем вынимать мысли. Несмотря на сбритую бороду.

вторник, 7 февраля 2012 г.

Объявление

Уважаемые коллеги!

Так как сейчас я курс не веду и в ближайшем обозримом будущем, видимо, вести не буду — блог уходит в отпуск. Методически-декретный. Что-нибудь родим — продолжим. Не теряйтесь:-))

«Педагогический клуб сетевого взаимодействия» активно продолжает свою работу.