Посвящается всем тем,
кто со мной насквозь прожил эту легенду.
кто со мной насквозь прожил эту легенду.
Сперва КАНЦЕЛЯРИТНО-ПРОТОКОЛЬНОЕ.
3 июля 2014 года за номером 01/11-483/3 директором А.А. Каспржаком в мой адрес было направлено приглашение в качестве эксперта на «семинар по разработке Концепции развития ГП «МДЦ «Артек». 24 июля того же года я поступил в «Артек» на работу.
21 мая 2019 года за номером 2860-к врио директора К.А. Федоренко была поставлена виза на мое заявление об увольнении по собственному желанию и прекращении действия трудового договора с 31 мая того же года.
Я провел в «Артеке» неполных 5 лет — 1772 дня, прожил 64 полных артековских смены.
А теперь ЛИЧНОЕ.
В этой акростиховой жизни было всё.
Смущение и бесшабашность
Презрение и неловкость
Аю-дажность и грусть
Стыд и гордость
Истерика и тишина
Благодарность и ненависть
Отчаяние и ликование
Трепет и восторг
Единственность и легендарность
Бешенство и воодушевление
Ежедневность и адаларность
Мистерия и пошлость
Обида и конформизм
«Йодистоводородный» — самое длинное слово в русском языке, начинающееся на эту букву. И знаешь, что в нем 17 букв, а тебе надо, очень надо ответить на вопрос, где найти его восемнадцатибуквенного собрата. Но его не существует. А раз так — ты это слово просто придумываешь. И всё.
Апатия и ярость
Разочарование и экстаз
Тревога и гнев
Естественность и манерность
Кайф и надежда
И все равно, несмотря ни на что — огромная и бесконечная ЛЮБОВЬ к этому невероятно красивому месту. И гордость, что ЭТО БЫЛО. И удивление, что ЭТО БЫЛО СО МНОЙ.
Не написать сейчас ничего спокойно-рационального, попунктового. Потом. Сильно потом. Может быть. Сейчас с оглядкой назад появляются только авторы текстов и стихов. Сперва юношески-ро́ковых, а следом — более серьезных, тихих, вдумчивых. Приходят и остаются. Их очень много. И они со мной этими стихами разговаривают. А я просто слушаю и, их перебивая, отвечаю. И рождаются ощущения, которые значимее фактов. И это помогает вспоминать...
Начиналось-то всё как-то недолговременно-авантюристски и задорно-кортневски:
Если ни дома, ни денег не жаль —
Что ж тут поделать.
Если решил уезжать — уезжай,
Незачем медлить.
Кто здесь любил тебя, кто тебя знал —
Все не помеха.
Вышел из дома, пришёл на вокзал,
Сел и поехал.
Что ж тут поделать.
Если решил уезжать — уезжай,
Незачем медлить.
Кто здесь любил тебя, кто тебя знал —
Все не помеха.
Вышел из дома, пришёл на вокзал,
Сел и поехал.
И понеслось с каким-то легким ощущением — шапкозакидательски-кинчевским:
Кто посмеет нам помешать быть вместе,
Кто посмеет сказать, что нас нет,
Кто посмеет отменить движенье,
Кто посмеет перекрасить наш цвет,
Кто посмеет отнять у нас утро,
Кто посмеет нажать на курок,
Кто посмеет переиначить ветер,
Кто? Ну-ка, кто?
Кто посмеет сказать, что нас нет,
Кто посмеет отменить движенье,
Кто посмеет перекрасить наш цвет,
Кто посмеет отнять у нас утро,
Кто посмеет нажать на курок,
Кто посмеет переиначить ветер,
Кто? Ну-ка, кто?
Но за ложным угаром настигало тягостно-башлачевское:
Мы вязли в песке,
Потом скользнули по лезвию льда.
Потом потеряли сознание и рукавицы.
Потом скользнули по лезвию льда.
Потом потеряли сознание и рукавицы.
И сколько много дней раз за разом накрывало безысходно-ревякинское:
Говорят – когда плачешь,
То легче терпеть.
Ну а коли нет слез,
Путь один — надо петь.
То легче терпеть.
Ну а коли нет слез,
Путь один — надо петь.
И пели. И плакали, пока никто не видит. И оглядывались вокруг, шепча:
В ваших силах
Умелой рукой пламя сбить.
Но когда умрут наши костры,
Вас станет знобить.
Умелой рукой пламя сбить.
Но когда умрут наши костры,
Вас станет знобить.
Но все получалось как-то летовски-абсурдно:
Работали на огненные мельницы горючим ледяным зерном.
И что бы ни делали, было это егоровское ощущение от недвижимого и непроисходящего:
Летели качели
Без пассажиров
Без постороннего усилия
Сами по себе...
Без пассажиров
Без постороннего усилия
Сами по себе...
Несмотря на это, на плаву удерживало блестящее в некоторых глазах (и с неделями и месяцами этих глаз становилось все больше) правильно-комаровское:
Из города в город,
Адрес — родные сердца,
Порою теряя опору,
Никогда не теряя лица.
Ты даёшь людям шанс
Сказать себе «я живой»:
Довольно странный способ жить жизнь,
Но он твой.
Адрес — родные сердца,
Порою теряя опору,
Никогда не теряя лица.
Ты даёшь людям шанс
Сказать себе «я живой»:
Довольно странный способ жить жизнь,
Но он твой.
и проникновенно-фахртдиновское:
Пусть долго твой звук взаперти был,
Играя, ты можешь понять —
Не страшно, что кто-то сфальшивил,
Он хоть попытался сыграть!
Играй, не считая минуты,
Просто играй свои ноты...
Не думай о том, почему ты,
Но помни о том, для кого ты...
Играя, ты можешь понять —
Не страшно, что кто-то сфальшивил,
Он хоть попытался сыграть!
Играй, не считая минуты,
Просто играй свои ноты...
Не думай о том, почему ты,
Но помни о том, для кого ты...
Пока наконец в какой-то момент не пришло ощущение большой гребенщиковски-красной реки, которая
... Поперёк моего пути.
Я помню, что шёл,
Но вспомнить куда, не могу.
И, кажется, легко
Переплыть, перейти…
И вдруг видишь самого себя, как вкопанного на берегу.
Я помню, что шёл,
Но вспомнить куда, не могу.
И, кажется, легко
Переплыть, перейти…
И вдруг видишь самого себя, как вкопанного на берегу.
Это только кажется — переплыть и перейти. А мы как вкопанные, все перегораживаем эту реку, строим плотины и запруды, валим бревна и скидываем валуны, поворачиваем ее вспять, а она просто течет. Просто течет. И с ней не надо бороться, ее побеждать, ей просто надо помогать течь, помогать в том немногом, в чем ты, забывая о гордыне, помочь ей можешь. НАДО БЫЛО ВСТАТЬ НЕ ПОПЕРЕК, А ВДОЛЬ ЭТОЙ РЕКИ. И ПРОСТО НАДО БЫЛО НАУЧИТЬСЯ ЕЙ СЛУЖИТЬ. И научиться иногда чувствовать, где ты этой реке не нужен, и тогда остается просто отступить, чтобы тебя не смыло.
Нет сделанного,
Чего не мог бы сделать кто-то другой,
Нет перешедшего реку,
И неперешедшего нет.
Но, когда это солнце
Восходит над красной рекой,
Кто увидит вместе со мной, как вода превращается в свет?
Чего не мог бы сделать кто-то другой,
Нет перешедшего реку,
И неперешедшего нет.
Но, когда это солнце
Восходит над красной рекой,
Кто увидит вместе со мной, как вода превращается в свет?
И с пониманием этого полифонически запело нарастающе-калугинское:
... Ночью я вижу во сне,
Что река поднялась
И великие воды подмыли мой дом.
Чуть качаясь на желтых волнах
Моя хижина тронулась в путь
По Великой реке
Опускаясь до дельты
За которой, быть может,
Мы станем с тобою одно.
Что река поднялась
И великие воды подмыли мой дом.
Чуть качаясь на желтых волнах
Моя хижина тронулась в путь
По Великой реке
Опускаясь до дельты
За которой, быть может,
Мы станем с тобою одно.
И от этого можно было с уверенностью смотреть вокруг и наполняться объединяюще-розенбаумовским:
Впереди океан... Командир мой спокоен —
Безрассудство и риск у него не в чести.
Позади караван, я — корабль конвоя,
И обязан свой транспорт домой довести.
И мне тесно в строю, и мне хочется боя,
Я от бака до юта в лихорадке дрожу.
Но приказ есть приказ: я — корабль конвоя.
Это значит: себе я не принадлежу.
Безрассудство и риск у него не в чести.
Позади караван, я — корабль конвоя,
И обязан свой транспорт домой довести.
И мне тесно в строю, и мне хочется боя,
Я от бака до юта в лихорадке дрожу.
Но приказ есть приказ: я — корабль конвоя.
Это значит: себе я не принадлежу.
Все так и шло, долго шло, и с болезненной мудростью приходило ретроспективно-шевчуковское:
... Ты уехал за счастьем,
Вернулся просто седым.
И кто знает, какой новой верой
Решится эта борьба
Быть, быть на этом пути
Наша судьба.
Вернулся просто седым.
И кто знает, какой новой верой
Решится эта борьба
Быть, быть на этом пути
Наша судьба.
и глубинно-пастернаковское — понимание того, что идти надо только чтобы:
... окунаться в неизвестность,
И прятать в ней свои шаги,
Как прячется в тумане местность,
Когда в ней не видать ни зги.
И прятать в ней свои шаги,
Как прячется в тумане местность,
Когда в ней не видать ни зги.
Ведь все равно же:
Другие по живому следу
Пройдут твой путь за пядью пядь,
Но пораженья от победы
Ты сам не должен отличать.
Пройдут твой путь за пядью пядь,
Но пораженья от победы
Ты сам не должен отличать.
… потому что…
… должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца.
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца.
И из очень болезненно-тарковского — о том, что
Нас повело неведомо куда.
Пред нами расступались, как мира́жи,
Построенные чудом города,
Сама ложилась мята нам под ноги,
И птицам с нами было по дороге,
И рыбы поднимались по реке,
И небо развернулось перед нами...
Когда судьба по следу шла за нами,
Как сумасшедший с бритвою в руке.
Пред нами расступались, как мира́жи,
Построенные чудом города,
Сама ложилась мята нам под ноги,
И птицам с нами было по дороге,
И рыбы поднимались по реке,
И небо развернулось перед нами...
Когда судьба по следу шла за нами,
Как сумасшедший с бритвою в руке.
Пока не начало останавливать постепенное больно-реалистично-макаревичевское:
Это время ушло, и ушло навсегда и случайно вернулось ко мне.
И камертоннулось внутренне-высоцкое:
Я из дела ушел, из такого хорошего дела!
Ничего не унес — отвалился в чем мать родила.
Не затем, что приспичило мне, — просто время приспело,
Из-за синей горы понагнало другие дела.
Ничего не унес — отвалился в чем мать родила.
Не затем, что приспичило мне, — просто время приспело,
Из-за синей горы понагнало другие дела.
Из очень хорошего дела. Не унес, все вещное и тварное оставил, только свое внутри спрятал. Просто время приспело. Правда, гора здесь не синяя, а Медведь…
Я из дела ушел, — не оставил ни крови, ни пота,
И оно без меня покатилось своим чередом.
И оно без меня покатилось своим чередом.
Нет, неправда это. Много и крови, и пота, много. Но все было не зря — и я буду рад его будущему «покачению чередом».
Растащили меня, но я счастлив, что львиную долю
Получили лишь те, кому я б ее отдал и так.
Получили лишь те, кому я б ее отдал и так.
Да, счастлив. И только те. И они это знают.
А внизу говорят — от добра ли, от зла ли, не знаю:
«Хорошо, что ушел, — без него стало дело верней!»
Паутину в углах с образов я ногтями сдираю,
Тороплюсь, потому что за домом седлают коней.
«Хорошо, что ушел, — без него стало дело верней!»
Паутину в углах с образов я ногтями сдираю,
Тороплюсь, потому что за домом седлают коней.
И это тоже скажут. Хотя какая разница? — дай бог, чтобы дело стало верней. И нет тут ни паутины никакой и ни патины, ни образов никаких, кроме детских лиц. Но слышу внутри, что да, коней седлают. Ведь все равно же:
Пророков нет в отечестве своем,
Да и в других отечествах — не густо.
Да и в других отечествах — не густо.
Потому что патетично-пушкинское:
Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум,
Усовершенствуя плоды любимых дум,
Не требуя наград за подвиг благородный.
Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
Ты им доволен ли?
Иди, куда влечет тебя свободный ум,
Усовершенствуя плоды любимых дум,
Не требуя наград за подвиг благородный.
Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
Ты им доволен ли?
А после пушкинского — и грустно-филатовское:
О, не лети так, жизнь, мне важен и пустяк.
Вот город, вот театр. Дай прочитать афишу.
И пусть я никогда спектакля не увижу,
Зато я буду знать, что был такой спектакль.
Вот город, вот театр. Дай прочитать афишу.
И пусть я никогда спектакля не увижу,
Зато я буду знать, что был такой спектакль.
Я прочитал эту афишу. Несколько строк в ней приписал даже. И я знаю, что спектакль не только был. Он ощутимо есть и непременно будет — этот спектакль, потому что “show must go on”.
Глядишь на сделанное, несделанное и недоделанное — и го
.......... я смотрю в окно
и думаю о том, куда зашли мы?
И от чего мы больше далеки:
от православья или эллинизма?
К чему близки мы? Что там, впереди?
Не ждет ли нас теперь другая эра?
И если так, то в чем наш общий долг?
И что должны мы принести ей в жертву?
и думаю о том, куда зашли мы?
И от чего мы больше далеки:
от православья или эллинизма?
К чему близки мы? Что там, впереди?
Не ждет ли нас теперь другая эра?
И если так, то в чем наш общий долг?
И что должны мы принести ей в жертву?
А внутри стучаще-духовское:
И опять бьёшь по воздуху крыльями… Так и живёшь —
Снов коротких своих на ладонь собирая минуты.
Как по брошенным крошкам — по крошеву звёзд узнаёшь
Ты судьбы неизвестной, судьбы неизбежной маршруты.
На каких наши жизни измерены будут часах?
Нам — летать на ветра́х. Нам — ворочаться в мятой постели.
Настоящие мы — на земле или на небесах?
Как ответ отыскать — кто такие мы на самом деле?
Снов коротких своих на ладонь собирая минуты.
Как по брошенным крошкам — по крошеву звёзд узнаёшь
Ты судьбы неизвестной, судьбы неизбежной маршруты.
На каких наши жизни измерены будут часах?
Нам — летать на ветра́х. Нам — ворочаться в мятой постели.
Настоящие мы — на земле или на небесах?
Как ответ отыскать — кто такие мы на самом деле?
Но в конце, со скрипом двери — светло-арбенинское:
Уходя — возвращайся, везде и всегда,
Если будет беда и если будет успех...
Пусть открыты тебе всей земли города,
Но мой маленький город — уютнее всех.
Уходя — возвращайся, всегда и везде,
По студёной воде, по горячим ветрам...
Город будет скучать по твоей доброте,
По твоей красоте и красивым делам...
Если будет беда и если будет успех...
Пусть открыты тебе всей земли города,
Но мой маленький город — уютнее всех.
Уходя — возвращайся, всегда и везде,
По студёной воде, по горячим ветрам...
Город будет скучать по твоей доброте,
По твоей красоте и красивым делам...
До свидания, мой маленький город. Не «прощай», а «до свидания», ведь ты точно знаешь же, что
.......... нету разлук.
Существует громадная встреча.
Значит, кто-то нас вдруг
в темноте обнимает за плечи,
и, полны темноты,
и полны темноты и покоя,
мы все вместе стоим над холодной блестящей рекою.
Существует громадная встреча.
Значит, кто-то нас вдруг
в темноте обнимает за плечи,
и, полны темноты,
и полны темноты и покоя,
мы все вместе стоим над холодной блестящей рекою.
Она может случиться и раньше, но если нет — я точно знаю время и место этой громадной встречи. 16 июня 2025 года в 20 часов, что бы в моей будущей жизни ни случилось, я приду на «Артек-Арену». Чтобы видеть тебя и улыбаться тебе, мой вековой и вековечный «Артек».
Ждать осталось недолго.
Запечатлённая Любовь)
ОтветитьУдалитьЭто навсегда.
Талантливо.
ОтветитьУдалитьОт Кашина и меня. Каждый человек остается...
мы брали руками горячую нить,
и умные камни учили любить нас,
учили нас жить, когда над тобою
две тысячи лет.
нас вывела в люди речная вода,
степная звезда подарила нам речь,
мы знали тогда,
что мы будем жить вечно.
мы знали, что с ветром всегда по пути,
что сны Атлантиды нас будут вести
по кругу земли, где каждый герой
нам подарит свой меч.
мы знали, что в сердце горячая нить
научит мечтать нас, научит любить
и не даст нам забыть,
что мы будем жить вечно.
мы гнали ночами крылатых коней,
вдыхая отчаянно магию дней,
дарующих счастье, когда за плечами
две тысячи лет.
мы подлинно знали — зачем и куда
сбегает по сердцу святая вода,
мы знали тогда,
что мы будем жить вечно.
мы знали, что с ветром всегда по пути,
что сны Атлантиды нас будут вести
по кругу земли, где каждый герой
нам подарит свой меч.
мы знали, что в сердце горячая нить
научит мечтать нас, научит любить
и не даст нам забыть,
что мы будем жить вечно.
Перечитываю, наверное, в пятнадцатый раз.
ОтветитьУдалитьАкростих — неожиданный ход, и на первый поверхностный взгляд может показаться милой безделушкой, пока не начнёшь складывать пазл не просто из соседних слов, а разнесённых в пространстве строк.
Фрагменты стихотворений заставляют то вздрагивать от узнаваемости, то идти в незнакомый текст, чтобы попытаться почувствовать, что стоит за твоими лаконичными комментариями и определениями.
«Рефлексивно-бродское», «внутренне-высоцкое»... Это надо же было придумать и найти единственно верное слово.
Весь текст — многослойная метафора, его хочется перечитывать, уходить в строну и возвращаться с новым пониманием. Текст-лабиринт.
Предельно откровенно о себе, деле, дороге. И одновременно бережно.
Могу лишь догадываться, сколько времени и сил было потрачено. Честно скажу: обзавидовалась. Я так писать не умею.
Потрясающий и неожиданный текст, где за каждым словом твое Большое Сердце, Душа,Ум и Боль, твоя Сила и Доброта.Человек с крыльями, поддерживающий и открывающий в себе и людях Светлые стороны. Теперь у тебя есть и Артековский Дом. И Лена Воронина в своем литературоведческом комментарии, безусловно, очень точна, как и в личностной позиции настоящего друга и единомышленника. Ты снова удивляешь и поднимаешь планку. Спасибо за Открытие.
ОтветитьУдалитьВ очередной раз восхищаюсь вашим литературным мастерством, глубиной и искренностью!
ОтветитьУдалитьДушевно и профессионально, очень глубоко. Буря эмоций... Потому что ТАЛАНТЛИВО!
ОтветитьУдалитьПрочла впервые, но яано не в последний раз. Теперь я знаю, как закрываются двери...
ОтветитьУдалить