-->

суббота, 17 марта 2012 г.

Ридвики

Уже несколько дней думу думаю. Поделюсь надуманным.

С одной стороны, мы все находимся в перенасыщенном информационном пространстве и постоянно чувствуем, что мимо нас проходит масса интересного, которого мы не успели увидеть, прочитать, изучить. С другой стороны, мы массу времени тратим на просмотр ненужного — просматриваем источники, которые нам частично интересны, длинные статьи, в которых на тонну воды есть небольшое ведерко ценных мыслей или смотрим 20-минутные ролики, в которых интересной оказывается пол-минуты «конфеты», остальное — «фантик». Парадокс: мы что-то постоянно не успеваем, потому что тратим время не на то.

Что делать? Универсального рецепта не дам, да его, наверное, и нет. Но можно подойти вебдванольно.

Если я читаю какой-то авторский источник (сайт, блог), скорее всего, меня даже интересует часто не сама информация, а авторский взгляд на нее (газета/журнал здесь, как пример, не совсем корректны, потому что там много соавторов). Как пример, я читаю ЖЖ Артемия Лебедева, в котором море мата, но очень часто можно встретить размышления о том, о чем раньше не задумывался или думал совсем по-другому. То есть я согласен читать авторский матерный текст (не коробит), если встречаются интересные мысли. Или просматривать «Дежурку», где нередко можно увидеть собранные авторским коллективом этого сайта оригинальные дизайнерские решения. Дизайн-сайтов море, но мне нравится информационный подбор, который делают авторы именно этого сайта.

Так вот, если я читаю другого автора — то есть большая вероятность того, что то, что интересует его, скорее всего, заинтересует и меня. Этим, как мне кажется, объясняется значительная контентная насыщенность недавно, к сожалению, почившей «Живой ленты» (много знакомых ее закрытие переживало как трагедию) и ее нынешней «реинкарнации» — Google+. Идея проста: подпишись на интересного тебе другого и, скорее всего, его посты (или твиты) в будущем будут интересны тебе. Ничего нового — по этому принципу уже много лет работает френдлента в «Живом журнале»: ее собирают, составляют из «кубиков» френдов, на кого-то подписываются, от кого-то отписываются. Точно так же работает возможность отслеживать чужие ссылки в сервисах социальных закладок, например, в Delicious.

Я каждый день читаю френдленту, RSS-трансляции с разных сайтов в GReader, смотрю ленту в G+ что-то приходит в рассылках — ценного, пожалуй, 2-3 материала, да и то не каждый день. Уверен, что в неделю того, что «цепляет» — не более 10 информационных поводов. И я абсолютно уверен, что так у всех.

Может, попробуем помочь друг другу? Нашел неважно где интересный материал, сохрани и в конце (середине, начале — как удобно) недели напиши для людей: в блог, в G+ или еще куда. Чтобы приходящие к тебе (к твоему мнению, авторскому взгляду) могли увидеть этот недельный дайджест и прочитать то, что ты посчитал «избранным». Понятно, что здесь имеет смысл постить не только сами ссылки, но и краткое авторское описание — в несколько предложений, в абзац длиной.

Чтобы было покрасивше, для таких дайджестов придумалось даже название — ридвики (read&week, чтение за неделю) — хорошо звучит, незамыленное название, коротко и ясно.
Вопрос: что значит интересное? Интересное — то, что конкретно тебе интересно (сильное определение, согласитесь!!!) Понятно, что читатели моего блога, скорее всего, связаны с ИТ-образованием. Но каждый из нас еще и человек, который читает книги, смотрит кино, глядит за окно и на соседнюю площадь, где идет митинг (разной степени санкционированности). Или учит детей и предполагает, что его блог читают дети. Разграничивать — это для работы, а это для души — думаю, что неправильно. Не нравится тебе мой ридвик — переставай меня читать. Нравится — продолжай. Это мой блог, что хочу — то и пишу, тем и интересуюсь. Так что вопрос про интересность даже задавать не стоит.

Предлагаю поддержать инициативу. Не думаю, что она будет стоить автору массу времени, а такой вебдванольный инфоотбор («расскажи мне, что почитать, а я расскажу тебе!») позволит сделать много инфопотоков разных людей более насыщенными и толковыми.

Кто со мной? Свой первый ридвик опубликую в воскресенье.

P.S. Некоторое время назад по образовательным блогам прокатилась волна «чудоблогонаграждения». Кто-то придумал (на мотив подростковых девичьих дневников) небольшие анкетки, в которые надо было вписать пару фактов о себе и привести ссылки на любимые блоги. А потом в этих блогах написать, что их наградили. Мой блог пару-тройку раз попал в чьи-то перечни с предложением продолжить эту волну. Я не стал поддерживать эту вирусную эпидемию. Потому что в ней никакого смысла нет. И содержания тоже. Хотите что-то распространять — соберите за неделю интересные вещи, расскажите другим, опубликуйте это с тегом «ридвик» — массу полезного людям принесете.

P.S. № 2. Кстати, никоим образом эта идея не претендует на оригинальность. В блоге Ильи Бирмана есть тег «чтиво» с таким же смыслом, вот посмотрите >>>.

среда, 7 марта 2012 г.

Мастер-классы на конференции`2012

Ну что, господа! Отталкивая друг друга и обгоняя на виражах, громко крича «Вас здесь не стояло! Я с ночи занимал!!!», все могут устремляться по вот этой ссылке.

Если вы только что проснулись, прочитали эти строки и при этом думаете «Ладно, сейчас позавтракаю и сразу же сяду посмотрю», вы рискуете остаться тет-а-тет только лишь с собственным завтраком. Потому что количество мест в эту самую секунду тает на глазах. Кошмар, сотни и тысячи учителей несутся, регистрируются, особо даже не задумываясь — только бы успеть!!!

В общем, мы открываем сайт мастер-классов конференции.

Самое главное — очень внимательно прочитайте текст на странице «Посетителям МК» и посмотрите «График» перед тем, как регистрироваться. Прочитали? Все поняли? Теперь еще раз прочитайте. Дважды. Потому что «я не заметил», «я подумал, что...», «я недочитал» — все это во внимание не принимается и карается страшно и беспощадно. Ибо такая усталость от тех, кто не понимает написанное, что рука сама ищет телескопическую дубинку. Кто читает внимательно и все понимает — вот тех мы очень любим.

Регистрация продлится только до 20 марта!

И следим на новостями в правой колонке на первой странице сайта — там может возникать что-то оперативное и жутко важное! Кстати, на ленту новостей можно подписаться и по RSS, но это вы и так знаете, не маленькие.

Вроде бы все. Как говорится, «полетели, птичка, там много вкусного!» Осталось только 4-й раз дать ссылку. Что и делаю. Ждем на баннер и обретаем счастье!



P.S. После того, как сами зарегистрируетесь — не премините расповсюдить новость на своих сайтах / блогах, гуглоплюсах или просто шепотом лучшему другу покажите эту ссылку. Под большим секретом, конечно.

вторник, 28 февраля 2012 г.

Затупил?

Сегодня на занятии услышал вопрос:

— А что делать, если не понял, не умею, затупил?

У меня как-то само собой и вырвалось:

— Ну для этого есть специальный сайт, где все есть.

У учительницы расширяются глаза, она берет ручку, готова записывать.

— www.zatupil.info.

Самое смешное, что проверил по whois-сервису: свободно. Зарегистрировать, что ли?

суббота, 25 февраля 2012 г.

Пленарно-сомнамбулическое


Так получилось, что за последние полтора месяца мне посчастливилось удалось посетить чуть менее десяти городских мероприятий, связанных с интернет-образованием. На большинстве выступал. Не хочу вдаваться в конкретику — где-то встречи были приличными, где-то ужасающе бездарными. Не суть. Но на каждой такой встрече была так называемая пленарная часть. И это кошмарно.

Зал. Трибуна. Презентации, презентации...


Кто выступает? Кого по каким-то причинам пригласили организаторы. Почему именно их? Что они говорят? Одно из двух. Либо обнаученный бред (услышал как-то шикарнейшее: «Мы, ученые, идентифицируем парадигматическое смещение от монологического влияния педагога к опытному моделированию ученической интериоризации» — схватил ручку и немедля записал). Либо рассказывают о своем ««««««опыте»»»»»» (шесть раз поставил в кавычки). «Опыт» заключается в том, что:
  • «раньше мы собирали педагогов, теперь пишем на сайт и рассылаем новости по e-mail» (вау, круто-то тут!)
  • «презентации на каждом уроке использовать нельзя» (можно только по графику, по нечетным неделям)
  • «у нас на сайте есть десятки фотогалерей, которые могут посмотреть пользователи всего мира» (рейтинг Узбекистана, Гондураса и Мозамбика зашкаливает!)
  • «мы снимаем уроки наших учителей, размещаем их на сайте и их могут посмотреть пользователи всего мира» (это, видать, те, кто не насытился фотогалереями)
  • «я завела блог, за полгода написала туда 60 постов, но пока ученики не оставили ни одного комментария, буду работать дальше» (работать дальше не надо, просто закройтесь!)
  • «наш сайт поднимает информационно-коммуникативную компетентность педагогов» (вот так сам по себе берет и поднимает, да-да-да)
  • etc.. etc... etc...

Им говорят, что у них 7 минут на выступление, поэтому на 12-й произносится: «Но об этом я скажу чуть позже». Ведущий кхекает, стучит указкой, они обижаются, комкают все выступление, сходят с амвона расстроенные. Презентации перенасыщены графиками, которые не видны, слайды испещрены текстом, шаблоны — первые, что попалось на глаза в PowerPoint`2003. «Ой, я так волнуюсь» — иди попей валерьянки, а потом приходи.

Я мечтаю кидаться помидорами. Вставать и и кричать: «Не умеешь выступать — пошел нафик!», «Перечислите хотя бы три отчетливые мысли, которыми вы будете усыплять нас следующие 30 минут», «Ну почитайте хоть что-нибудь перед тем, как выходить и рассказывать о своем как бы опыте», «Это я уже слышал в 1999 года в курилке сельской школы», «Перед тем, как что-то считать — вам лет десять надо читать профпериодику и хоть какую-то литературу по теме».

Вчера после очередного мероприятия спросил очень хорошую, толковую коллегу, настаивавшую на полезности этого времяпрепровождения:

— Вот что вы лично вынесли из этих двух часов?
— Ну что в школе ХХХ внедряют YYY.
— А сами прочитать об этом не могли?
— Так они не пишут, сайта у них нет, блог не ведут.
— Значит они не заинтересованы в распространении информации.
— Они об этом на семинарах рассказывают.
— Ааааааааааааааааа!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Я злой? Конечно. И не толерантный. А уж насколько нетерпимый, что и говорить нечего. Но я мечтаю запретить пленарки как класс, в любой возможной форме. Собрал аудиторию — работай с ней. Все, что надо, можно сказать за 5 минут. Нарисовал 20 слайдов — выкини 18, один оставь, а на еще одном пойми, что все сказал на первом.

Я очень хочу узнать о веб-сервисе, который бы выводил на экран в реальном времени диаграмму ощущений аудитории: люди коннектятся в один аккаунт выступления и прямо здесь голосуют «интересно / неинтересно». Если рейтинг в какой-то момент падает ниже 20% и не поднимается выше целую минуту — презентация автоматически выключается. Ау, друг, ты тут не нужен, иди домой! Научишься сносить крышу аудитории, а люди будут радоваться, что они тебя слушают — приходи. А остальное мы и без тебя прочитаем. Давайте подумаем, как это можно сделать, а?

У меня был один раз (жалко, что один) опыт участия в печа-куче. 20 слайдов, 20 секунд на каждый. Я с первого раза не вписался, говорил чуть больше 7 минут (по правилам положено 6:40). По окончании этой гонки я был как выжатый лимон, но аудитории понравилось. Надо было думать над каждый произнесенным словом, я под этот формат перередактировал изначально готовую «длинную» презентацию. Отчаянный мазохизм, но за полтора часа люди столько информации получили, сколько в обычном формате псевдоумелые ораторы жевали бы сутки.

А еще хочется видеть профессионалов. А дилетантам говорить в глаза все, что думаешь. Потому что тратить время своей жизни на чужое убожество и комплексы, при этом расшаркиваясь в комплиментарности — осточертело. Кто узнал себя, кого обидел — неинтересно. Идите учитесь.

Ну бороду-то я сбрею...

Помните анекдот. Идет по улице мужик, вырядившийся под Ленина. Борода, кепка. Подходит к нему милиционер.
— Ну что же вы вырядились как Владимир Ильич?
— А что такое, если я похож?
— Ну хоть бы переоделись, бороду бы сбрили.
— Да, бороду-то я сбрею, но мысли, мысли куда девать?

В общем, что-то я поспешил закрыть блог. Ну не веду курсов, ну не для кого выкладывать мануалы-скриншоты-описания веб-сервисов, но профессия же этим не ограничивается. Уже сколько раз за прошедший месяц была мысль: «А, надо будет вечером записать! И зачем я блог закрыл?»

В общем, открываемся заново. Будем вынимать мысли. Несмотря на сбритую бороду.

вторник, 7 февраля 2012 г.

Объявление

Уважаемые коллеги!

Так как сейчас я курс не веду и в ближайшем обозримом будущем, видимо, вести не буду — блог уходит в отпуск. Методически-декретный. Что-нибудь родим — продолжим. Не теряйтесь:-))

«Педагогический клуб сетевого взаимодействия» активно продолжает свою работу.

понедельник, 7 ноября 2011 г.

ФИО или ФИ?

Довольно давно мне интересен вопрос: насколько в педагогической среде возможно (комфортно, прилично) обращение друг к другу просто по имени? Естественно, на «Вы», но опуская отчество. Если несложно — заполните простую анкету.




четверг, 3 ноября 2011 г.

Отступ для вставки цитаты

Иногда в постах мы вставляем чужие тексты, цитируем фрагменты. Если цитируем одну фразу — ее лучше, конечно, просто вставить в текст и поставить ссылку. А если фрагмент?

Сравните два варианта:

Понаписан какой-то текст / Понаписан какой-то текст /Понаписан какой-то текст /Понаписан какой-то текст /Понаписан какой-то текст /Понаписан какой-то текст /Понаписан какой-то текст /Понаписан какой-то текст /Понаписан какой-то текст /Понаписан какой-то текст /Понаписан какой-то текст /Понаписан какой-то текст /Понаписан какой-то текст /Понаписан какой-то текст /Понаписан какой-то текст /Понаписан какой-то текст /Понаписан какой-то текст /Понаписан какой-то текст

или

    Понаписан какой-то текст / Понаписан какой-то текст /Понаписан какой-то текст /Понаписан какой-то текст /Понаписан какой-то текст /Понаписан какой-то текст /Понаписан какой-то текст /Понаписан какой-то текст /Понаписан какой-то текст /Понаписан какой-то текст /Понаписан какой-то текст /Понаписан какой-то текст /Понаписан какой-то текст /Понаписан какой-то текст /Понаписан какой-то текст /Понаписан какой-то текст /Понаписан какой-то текст /Понаписан какой-то текст

Думаю, что второй вариант выглядит изящнее. Кроме того, цвет вертикальной линии может быть любой — под дизайн вашего блога.

Приступим, здесь нет ничего сложного. Важно: все делается в режиме «Изменить HTML», а не в визуальном редакторе «Создать» (иначе Blogger напихает кучу ненужных тегов и работоспособность не гарантируется).

Просто вставляем в тело поста код таблицы следующей структуры:

<table border="0" width="100%" cellspacing="5">
     <tr>
          <td bgcolor="#FFF2CC" width="30"> </td>
          <td bgcolor="#A9A9A9" width="1"> </td>
          <td><i>Сюда вставляется текстовый фрагмент.</i></td>
     </tr>
</table>


Рассмотрим, что тут написано и что можно изменять.



1. Начинается таблица.

2. Толщина границы самой таблицы и ее ячеек равна "0", т.е. таблица получается невидимая.

3. Ширина таблицы — 100%. Это означает, что таблица будет занимать всю контентную область вашего блога.

4. Cellspacing — атрибут тега <table>, который задает расстояние между внешними границами ячеек. Используется здесь для того, чтобы ячейки выстраивались не в стык, налезая друг на друга, а были на каком-то расстоянии. Попробуйте заменить "5" на "15" — сразу увидите, что меняется.

5. Все, что размещено между <tr> и </tr> находится на одной строке таблицы.

6. Далее — столбцы таблицы в пределах этой строки. Все, что размещено между <td> и </td> — содержание одного столбца. У нас из здесь 3, т.е. перед нами невидимая таблица из одной строки и 3 столбцов.

7. Атрибут тега <td> bgcolor позволяет закрашивать ячейку в нужный цвет. В нашем случае нужно закрасить ее в цвет фона нашего блога чтобы пользователь визуально не отличал, где фон, а где закрашенная ячейка таблицы. Цвет задается в специальном формате (в моем случае — "#FFF2CC", об этой абракадабре см. подробнее). Как его узнать? Можно, конечно, делать скриншот фрагмента фона, открывать Фотошоп и там получать искомое, но это не изящно. Для таких целей есть специальная программка Colorpicker («цветовзятель»).



Нажимаем "Pick Color", наводим на фон блога и кликаем — в поле "HTML-код" получаем код. Клик на "Copy" и вставляем полученный код между кавычек в bgcolor="". Тоже самое делаем во второй ячейке для определения цвета вертикальной полосы.

8. У каждой ячейки есть ширина изменяемая в пикселах (width=""). В первой ячейке я поставил "30", если хотите больший отступ — увеличивайте число. Во второй ячейке оставьте "1", иначе полоса будет слишком широкой.

9. Между <td> и </td> вставлять &nbsp; необязательно. Это обозначение неразрывного пробела. Без него вертикальная линия получается слишком узкая. Попробуйте убрать — посмотрите. Мне нравится так.

10. Цитату лучше писать курсивом. В типографике курсивное начертание традиционно маркирует наличие «чужого», заимствованного фрагмента в тексте. Вспомним фразу Чацкого (Действие I, Явление 7):

Опять увидеть их мне суждено судьбой!
Жить с ними надоест, в ком не сыщешь пятен?
Когда ж постранствуешь, воротишься домой,
И дым Отечества нам сладок и приятен!

Как известно, перед нами не вполне точная цитата из стихотворения Г.Р. «Арфа» (1798): «Мила нам добра весть о нашей стороне / Отечества и дым нам сладок и приятен». На заимствованный характер стиха указал сам Грибоедов, выделив его курсивом, как бы давая намек читателю на известную ему цитату. Во всех изданиях «Горя от ума» эта строка печатается курсивом.

Дальше осталось только закрыть строку (</tr>) и таблицу (</table>).

Всё, в общем.

Смотрят ли в глаза цицероны?

Поведаю о девичьем сокровенном.  Когда в  феврале 1997 года я впервые вышел на школьную аудиторию — я был жутко косноязычен. «Ээээ... мммм... это.... ну... и значит... как бы... вот...» — несколько сгущенное впечатление от происходившего, но от истины не так далеко. С осени того года пошел работать в школу и, естественно, постоянная практика в течение даже первого года принесла свои плоды.

Потом я специально работал над тем, чтобы исчезла «каша во рту», чтобы речь была понятна и членораздельна. Можете смеяться: даже на магнитофон записывал тексты, произнесенные с разным темпом, потом слушал. Довольно долго себя слушал.

Была проблема и содержательная. Как вчерашний студент, я с 5 классом говорил со всей известной мне самому терминологией, со всякими «семантическими лакунами», «нарративами» и «дискурсами». Потом еще так «нагрузился» книжками в аспирантуре — взрослые люди, слушая, соловели. Приходилось осваивать навык слушания себя — начал учиться думать, как эта конкретная аудитория меня сейчас слышит и как понимаете то или иное слово-оборот-термин. Пока довел до определенного уровня — не один год прошел (знакомые с З.Ю. Смирновой могут у нее спросить, как в 2004 году я перед директорами школ выступал, ахтунг!!!!)

В общем, свою речь на аудитории я пытался довести до какого-то вменяемого уровня. Удалось или нет — не мне судить, среди читающих эти строки много тех, кто слушал и слушает меня лично.

Но одну проблему устного выступления мне до конца так и не удалось в себе победить. Я не смотрю в глаза людям, когда выступаю. То есть я вижу всю аудиторию, но не смотрю конкретно ни на кого. Говорят, что это заметно. Мой учитель и коллега С.В. Федоров советовал мне выбрать какого-то одного человека в аудитории и обращаться непосредственно к нему. Иногда получается, но отвлекаюсь и опять начинаю смотреть боковым зрением — ко всем и ни к кому.

А сегодня читаю в «Новой газете» интервью с Константином Райкиным «Сегодня в моде главный вопрос: какие рога носить?! И какие копыта?!». Там встречаю такой пассаж:

    … Впрямую отец меня учил очень редко. Но у нас бывали с ним очень интересные разговоры. О секретах. Я иногда рассказываю это студентам.

Один его секрет: не надо видеть лица зрителей. Я однажды дома ему читал что-то, глядя на него. Потом сбился и говорю: чего-то я не могу! А он: «Потому что ты, дурак, читаешь мне, глядя мне в глаза. Читай стенке! А так вместо того, чтобы видеть внутренним взором, ты видишь мое выражение, начинаешь задаваться вопросом, нравится ли мне или нет, вообще целиком от меня зависишь. Зачем это?! Я никогда не говорю с залом, я говорю с темнотой, неясными очертаниями людей, а каждый думает, что я с ним разговариваю. Но если я их увижу, это чудовищно меня отвлечет: вдруг человек зевнет, а ему говорю самое сокровенное, или он зашепчет на ухо рядом сидящему, а я буду думать, что он про меня что-то плохое говорит…» А ведь комиссия в театральных вузах всегда требует от абитуриента: нам читайте! И студент ужасно сбивается: начинает фиксировать выражения лиц и пр.

А вы как думаете, надо смотреть людям в глаза?

P.S. Не по теме. Пока писал пост — придумал, как можно выделять фрагменты других материалов, чужую речь. Хорошо смотрится?

суббота, 22 октября 2011 г.

Как изучать Википедию

На курсах рассказываю про поиск. До Яндекса и Гугла речь идет о Википедии (на самом деле сегодня в 80% случаях достаточно бывает сходить туда и все поисковые проблемы решаются). С одной стороны, про Википедию сегодня не слышал только ленивый. Обычно я показываю такую презентацию:



Все это выливается в лекцию с элементами практики. Так себе...

А тут Галина Культиасова, также ведущая курс, придумала рассмотрение Википедии через вопросы. Люди отвечают на вопросы и по ходу понимают, как в ней что устроено. Привожу с ее разрешения перечень вопросов.

1. Сколько существует рек с названием «Черная речка»?
2. Чем отличается статья о Владимире Набокове на русском языке от аналогичной на английском?
3. Когда родился пародист Иванов? Найдите любого другого известного вам человека, родившегося в этот же день. (Воспользуйтесь поиском по категориям внизу страницы.)
4. Сколько статей в Википедии отнесены к категории «Творчество»? (Рубрикация → Культура → Творчество)
5. Каков максимальный размер изображения «Джоконды», доступный для просмотра в Википедии?
6. Сравните две последние версии статьи в Википедии о Гагарине и укажите хотя бы одно внесенное исправление. Для этого кликните по кнопке «История» вверху страницы.
7. Назовите имя хотя бы одного из авторов статьи о Вышгороде в Таллинне. Для этого также кликните по кнопке «История» вверху страницы.
8. Находясь на той же странице о таллиннском Вышгороде, при помощи одного клика определите, на какой высоте над уровнем моря находится флаг Эстонии на башне «Длинный Герман».

Мне понравилось.