-->

понедельник, 24 января 2011 г.

Идеология программы

Ниже описана идеология программы «Современные интернет-технологии в образовательной практике». Так как сегодня существует целый ряд подобных программ (например, «Intel. Обучение для будущего»), в сервисы коллективного взаимодействия (Веб 2.0) включены во многие образовательные проекты, нужно обозначить сходства и различия. Иными словами, ниже — опыт самоидентификации.

Список целей указан на странице программы. В менее формализованном виде это выглядит так.


Есть 72 часа — временной интервал обучения. Занятия — 1 раз в неделю по 5 часов. Т.е. получается, что обучение длится 3,5 месяца. Цель: практически познакомить педагога с Интернетом как с профессиональной средой.

Во-первых, необходимо дать адекватный для этой задачи инструментарий — этому посвящены первые 6 занятий курса. Во-вторых, демонстрация возможностей сетевого взаимодействия и «поселение» пользователей в Сети — на это отводятся занятия 7-13. Последнее занятие — защита выпускных работ и методическая рефлексия проектов слушателей.

Часть I. Инструменты для работы в Интернете.

После краткого вводного слова об Интернете как явлении (основные понятия, Интернет и Рунет, что такое сайт, понятие домена и его структуры, гипертекст, браузер) говорим об Internet Explorer`e и других браузерах — Mozilla Firefox и Google Chrome. Устанавливаем FF, знакомимся с идеологией расширений. С инструментальной т.з. посвящать первое занятие браузеру логично, т.к. это основной (а часто и единственный нужный) инструмент для работы в Сети → он должен быть функционален и удобен. Постепенно в течение будущих занятий мы возвращаемся к теме расширений к FF — знакомимся с их работой в зависимости от тематики занятия. Таким образом, к концу курса у слушателей на компьютерах оказывается установлен работающий со многими функциями и сервисами браузер.

Все второе занятие посвящается электронной почте. Несмотря на то, что сегодня большинство слушателей уже имеет определенный опыт работы с ЭП, этой теме можно посвятить целое занятие. Почтой на mail.ru или yandex.ru можно пользоваться при незначительной личной переписке, если же говорить о постоянной сетевой активности — необходимо обращаться к более развитым почтовым сервисам. Поэтому мы подробно рассматриваем Gmail: цепочки, метки писем, работа с группами, чат и Google Talk, ярлыки и фильтры и др.

Третье и четвертое занятия посвящаются поиску в Сети, т.к. большинство учителей использует Интернет как информационный источник. Разговор начинается с принципов машинного поиска, того, как устроена любая поисковая система, какие ПС бывают. Идет подробный разговор о Википедии как центральном информационном ресурсе Интернета: как устроена, как создается контент и можно ли ему доверять, какова структура статьи, как можно использовать статьи на других языках, особенности библиографии и списка ссылок, как можно использовать Википедию в педпрактике. Естественно, большое внимание уделяется Яндексу и Google — различным поисково-информационным сервисам, включенным в состав этих ПС. Работаем со случаями сложного (расширенного поиска) в этих ПС, знакомимся с поисковыми операторами. Настраиваем различные поисковые плагины к Mozilla Firefox для оптимизации поисковых процедур. Знакомимся с работой и социальных ПС — Nigma и Quintura. Предусмотрен также практикум по поиску в Сети. В будущем предполагается включение в этот раздел системы пользовательского поиска Google.

Пятое занятие посвящено сетевому мониторингу. Вводится понятие блога и блогосферы как сетевого сегмента. На примере Livejournal (ЖЖ) делается обзор блогосферы Рунета, в том числе и тематических сообществ (communities) ЖЖ. На этом же занятии работаем с технологией RSS и агрегатором GoogleReader (сбор информации, ее структурирование и распространение). Обсуждение учебных ситуаций с использованием технологии RSS.

Шестое занятие курса целиком инструментальное и не сетевое: на нем рассматриваются различные программные инструменты для того, чтобы учитель умел получать и самостоятельно создавать авторский контент для публикации в Сети. Рассматриваются вопросы архивации данных и работы freeware-архиватора 7Zip. Рассматриваются вопросы обработки веб-графики, различные расширения Firefox для работы с графикой и программа InfranView. Практически работаем с поиском аудио в Сети и начальным редактированием mp3-файлов при помощи Mp3DirectCut. Редактирование видеофайлов изучаем на примере SolveigAVITrimmer. Таким образом, слушатель имеет в своем арсенале простые и удобные инструменты для работы с архивами, графикой и мультимедийным контентом.

Каждое из занятий I части курса заканчивается презентациями «Точка входа», призванными дать представление о современной типологии образовательного Рунета по следующей тематике:
  • Образовательные каталоги Рунета.
  • Библиотеки, словари и энциклопедии.
  • Образовательные СМИ. Педагогические форумы и сообщества.
  • Интернет для школьников и абитуриентов.
  • Педагогические блоги и сообщества.
  • Персональные сайты учителей. Школьные сайты.
Это позволяет деятельностно включить учителя в современный образовательный контекст, обозначить наиболее значимые «точки входа» в педагогическое сетевое пространство.

Часть II. Сетевые Веб 2.0 — технологии педагогического взаимодействия.

В первой части седьмого занятия предлагается большой теоретический материал о Веб 2.0 как современном этапе развития Сети: с точки зрения технологического развития Интернета, специфики взаимодействия в информационном обществе и современных научных концепций. Приводится классификация сетевых сервисов, актуальных в педагогической практике (по работам Е. Д. Патаракина). Здесь же слушатели регистрируют профессиональный блог и приступают к его созданию на платформе Blogger. На занятии предлагается типология педагогических блогов, демонстрируются успешно реализованные прецеденты. Ведется о речь о путях проектирования собственного блога. На всех дальнейших занятиях идет работа с блогом, в который интегрируется различный тип контента. Таким образом, к концу курса, в блоге слушателя могут аккумулироваться текстовые, графические и мультимедийные данные.

Восьмое занятие посвящено сетевым офисам. Идет практическая работа по созданию сетевых документов, их совместному редактированию, структурированию сетевых документов в GoogleDocs. Отдельно рассматривается работа в Google Формах. Учимся встраивать готовые сетевые документы в блог. Для публикации презентаций работаем в сервисе Slideboom. Слушателям предлагаются педагогические сценарии использования сетевых офисов.

Девятое занятие — работа с фотосервисами на примере Picasa Web Albums: загрузка и структурирование изображений, их обработка во встроенном редакторе Piknik, сортировка картинок, маркирование мест изображений при помощи плагина GoogleMaps. Сетевые проекты в Picasa Web Albums: работа с общими альбомами, встраивание графики в блог. Обработка, пакетная загрузка и структурирование графики в программе Picasa 3.

На десятом занятии речь идет о социальных видеохостингах: Яндекс.Видео, Youtube и Vimeo. Естественно, наибольшее внимание уделяется функциональным особенностям Youtube, рассматривающемуся как огромная коллекция интересного (в т.ч. образовательного). Встраиваем видео в блог. Демонстрируются сценарии педагогического использования учебного видео. На самостоятельное изучение слушателей отдается изучение программы MS MovieMaker, интегрированной в MS Windows.

В течение одиннадцатого занятия идет работа с геоинформационными сервисами. GoogleMaps: поиск и ориентация на картах, создание своих карт с метками. Встраиваем карты в блог. В демонстрационном режиме проводится презентация GoogleEarth (в наших условиях очень трафикоемко). Также в режиме презентации идет речь о программе для 3D-моделирования Google SketchUp.

Двенадцатое занятие — использование социальных закладок в педагогической практике. Работа идет на примере сервиса БобрДобр. Слушатели на практике получают представление о персональном и групповом видах деятельности.
(Примечание: возможно, в будущем эта тема будет заменена на работу с Google Сайтами.)

На тринадцатом занятии слушатели знакомятся с технологией карт ума (mindmaps) и форматами учебной работы при помощи этого инструмента. Практическая работа ведется с использованием сервиса Bubbl.us.

Последнее, четырнадцатое занятие — завершение курса. В лекционном режиме излагаются существующие сегодня концепции дальнейшего развития Интернета (Веб 3.0), рефлексируются этапы проведенного курса. Каждый слушатель представляет аудитории свой блог, демонстрирует реализованные с его помощью практики, простраивает его дальнейшее развитие — его работа активно обсуждается. В конце занятия в формате презентации обсуждаются интересные фрагменты написанного слушателями к последнему занятию эссе «Веб 2.0 в МОЕЙ педагогической практике». Слушателям предлагается участие в работе «Педагогического клуба сетевого взаимодействия» в РЦОКОиИТ.

P.S. В комментариях можно оставить свое мнение о курсе, задать вопросы, предложить идеи по развитию. Заранее спасибо.

1 комментарий:

  1. Юрий Владимирович, может быть, БобрДобр имеет смысл давать пораньше, например, на Ваших виртуозных занятиях по поиску?
    Во-первых, там несложная регистрация (дополнительная тренировка), всё равно придётся делать это не единожды.
    Во-вторых, когда научишься осмысленно искать, то очень хочется «в нору» к себе побольше утащить.

    А позже можно вернуться к сервису при разговоре о социальных закладках. Или не возвращаться, если всё равно планируете тему заменить.

    ОтветитьУдалить