-->

пятница, 17 января 2020 г.

О цифровой школе. Часть I

В начале июня я после пятилетнего отсутствия вернулся в родной город из «Артека». Не то, чтобы меня здесь совсем не было, приезжал, но на короткий срок, как турист, отмеряя дни между самолетами «Санкт-Петербург — Симферополь». А в июне вернулся насовсем. Пишу об этом в следующем контексте: Крым — не признанная миром (и, что важно, мировой экономикой территория), где не работают App Store и Play Market, нет «Сбербанка» и не вызвать "Gett" или "Uber". И все, что ты можешь сделать с кредиткой — снять с нее наличные деньги в банкомате. Потому что есть очень немного мест, где тебе предложат терминал. Так вот, внутренне мои представления о современных услугах на начало лета находились на уровне 2014 года.

Когда-то в книжке Алексея Каптерева «Мастерство презентации» я прочитал следующую мысль: «Ваша презентация — это не пересказ материала, а рассказывание историй.
Ваших историй».

Вспомнилось к тому, что все последующие размышления родились из трех случившихся в интервале нескольких дней историй. Моих историй.

История первая.

Сидим с другом на кухне, пьем чай, раздается звонок.
— А, это «Окей» пришел.
— В смысле?
— Пошли. Сейчас покажу.
Товарищ выходит из кухни в коридор, по пути беря с собой айпад.

В квартиру входит юноша с морем пакетов с провизией. Тоже с планшетом, открывает заказ, нажимает кнопки с обозначением товарных позиций, при этом вынимая товары по одному. Вынуть все из горы пакетов и отметить в планшете наличие — на все уходит примерно минуты три. Приложением «Сбербанк-Онлайн» происходит расчет, телефон продавца муркнул, что деньги пришли, он ушел. Наш диалог:

— И давно ты так?
— Да года полтора за продуктами в магазин не ходил. Зачем? Тут удобнее еще, что сегодня «Окей», завтра «Лента», а иногда «Перекресток» — у всех разные акции, у меня жена это мониторит. А потом на карточке бонусные баллы.

Пятница с интересом глядел на фокусы Робинзона.

История вторая.

Разговариваю с одним из руководителей издательского холдинга, выпускающего еженедельник с телевизионной программой. Организация находится в поиске новых форм работы, диверсификации бизнеса, потому что ежегодное падение тиражей их ключевого продукта — ТВ-программки — примерно 10% в год. За счет естественной убыли их потенциальных читателей (если попроще, телевизор смотрят бабушки, которых становится меньше). Логика в том, что ТВ стал очень активно сжирать Интернет, а конкретно Youtube. Ждать, когда покажут по такому-то каналу такую-то передачу? — бред. Смотреть полностью по много минут рекламу, без возможности через 5-10 секунд нажать skip и перейти к выбранному контенту? — бред. Вообще самому предпринимать усилия и смотреть программку, сверять с часами (вместо того, чтобы в почте или иным способом увидеть notify, добавить в лист «Посмотреть позже» и увидеть когда удобно) — бред, да и зачем? Это все какой-то замшелый ХХ век.

История третья.

В конце месяца еду в командировку в Москву. Стоим на улице со знакомым, курим, собираемся ехать на такси. Я открываю на телефоне «Яндекс.Такси», знакомый недоуменно интересуется: «Зачем, это же дорого, вызываем FixTaxi». В приложении у него выскакивает предлагаемая цена, человек понижает стоимость процентов на двадцать. И добавляет: «Смотри, сейчас они за нас воевать будут». И действительно, заказ подтверждает несколько авто и в одно время подъезжает целых 3 машины — две Kia Rio и одна Skoda Octavia. Последняя побольше, в нее и садимся, остальные два водителя остаются ни с чем и разъезжаются на следующую «охоту».



А вообще мы давно не ходим в Публичку, чтобы почитать бумажную (!!!), чужую (!!!) книгу. Все заполнили сетевые библиотеки (легальные и флибустьерские), в которых есть всё (а чего нет здесь, есть в другом месте, вы просто плохо искали), в руках у людей букридеры и просто смартфоны с читалками, которые понимают прекрасно отформатированные fb2 и epub. Если уж совсем невмоготу пошуршать страницами — ок, Озон никто не закрывал. А книгу можно и не совсем покупать — тогда вам на Литрес ее «ссудят» на время, а если и читать не хотите, а только слушать — не вопрос, на Storytel все для вас! Ну и уж для полных эпикурейцев и отпетых гедонистов — бот Флибусты в телеграм-канале: вбиваешь ФИО автора и через миг лента готовых ссылок на скачивание полных книг (сеанс рекламы пиратства закончен).
За техникой мы не отправляемся в районный «Мир магнитофонов», где на полке стоят аж 10 моделей, которые «завезли» или «выкинули» (люди постарше помнят эти прелестные термины). Мы идем на Яндекс.Маркет, где задаем исключительные поисковые характеристики. А если и там капризные мы чего-то не находим, то путь наш лежит уже в полную вальгаллу — AliExpress или его однофамилец AliBaba. Хотя нет, там долго ждать, целую неделю или даже две, лучше заберем прямо завтра в одном из многочисленных аутпостов Юлмарта или курьера вызовем.
Что говорите, билет надо купить на самолет/поезд/драндулет? РЖД?.. Нет, по сайтам компаний ходить лень, нужен агрегатор — Туту или Aviasales. Гостиницу? Жмем на Booking.com.

Можно продолжать, но логика понятна. Магазин приходит к человеку домой, интересная передача «стремится» быть посмотренной в удобное время, возможность отвезти клиента воспринимается поставщиком услуги как преференция. Что объединяет все эти истории? Что вековечная конструкция — пользователь (посетитель / покупатель / прихожанин / холоп) идет к поставщику (администратор / продавец / жрец / барин) — эта история перевернулась четко наоборот. Вторые начали бегать за первыми. И даже не сегодня и не вдруг, она постепенно и давно переворачивалась, просто сейчас спустилась на совсем уже бытовой уровень.

И еще одна маленькая подробность. Если людям, допустим, 70-х годов XX века вы рассказали бы, что магазин придет к покупателю домой, что все книги можно получить сразу и круглосуточно, а телевизор будет показывать то, что ты хочешь (а за небольшую плату в нем будут находиться все-все-все-все фильмы всех-всех-всех-всех времен и народов и будет он марки "Netflix") — сначала вас, конечно проверили бы на Лубянке (или на Литейном) как отъявленного шпиона, а обнаружив полную блаженность, отправили бы в психушку. Потому что это был бы взгляд людей из аналогового мира. А все описанное возможно только в принципиально иной цивизационной реальности — цифровой.

А что же у нас со школой и с образованием, в целом? Наверное, оно тоже идет в ногу со временем, исполняя федеральный проект «Цифровая образовательная среда», входящий в НП «Образование», предполагающий «создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней». И у нас повсюду мирно сосуществуют три грации: Компьютеризация, Информатизация и Цифровизация образования. К сожалению, нет. Школа у нас осталась, несмотря на все усилия, практически полностью аналоговой.

Потому что реальный переход в новое качество деятельности механическими способами, работающими в аналоговом мире (купить компьютеров, протянуть интернет, выпустить распоряжение и проч.) не работают. Реально новая школа, думаю, возникнет лишь в случае, если появится работающая модель ответов на вопросы:
  • Может, уже не ребенок должен прийти в школу, а наоборот?
  • Почему образование не бегает за человеком? В то время, когда все это уже делают.
Решения простого, «в лоб» не существует. Но образ школы цифровой эпохи можно попробовать описать. И она точно более сложная, чем просто с летающим повсюду вайфаем и сотней-другой интерактивных досок. Описанием скоро и займемся.

To be continued...

P.S. Помните шуточную песенку Высоцкого про аборигенов и Кука:

Но есть, однако же, еще предположенье,
Что Кука съели из большого уваженья.
Что всех науськивал колдун — хитрец и злюка:
- Ату, ребята! хватайте Кука!

Кто уплетет его без соли и без лука,
Тот сильным, смелым, добрым будет, вроде Кука!—
Кому-то под руку попался каменюка,-
Метнул, гадюка, и нету Кука.

Кука не ели, а убили копьем, да и дело было не в Австралии, а на Гавайях, но это неважно, Высоцкий — не историк. Но что-то похожее есть и на самом деле в верованиях разных дикарей. Например, у малочисленного племени форе, обитающего в Папуа — Новой Гвинее, есть традиция ритуального каннибализма: они съедают мозг умершего сородича, отчего становятся не «сильным, смелым, добрым», как хотят, наверное, а заболевают коварной болезнью куру.

Почему я в контексте аналоговой и цифровой школы об этом вспомнил — сам не пойму :)

3 комментария:

  1. Может ли реально школа бегать за ребёнком? С нетерпением жду вторую часть размышлений.

    ОтветитьУдалить
  2. Правильный образ цифровой школы? Интересно

    ОтветитьУдалить
  3. И куда за ним бегать? Жить у ученика как наёмный специалист? В принципе, да, рабочая модель была безо всяких шуток, даром что из позапрошлого века.

    ОтветитьУдалить